Не стало великого театрального режиссера. Скончался Петр Фоменко — основатель легендарной Мастерской, известной далеко за пределами не только Москвы, но и всей России. Всего месяц назад ему исполнилось 80. Особый взгляд Фоменко на классику в советское время вызывал резкое неодобрение критиков, а уже в наши дни превратил его в культовую фигуру российского театра. Соболезнования родным и коллегам режиссера выразили президент и премьер-министр.
Двери его театра закрыты. Лето, межсезонье, а зрители идут. Несут цветы к портрету Петра Наумовича Фоменко.
"Спасибо ему огромное! – говорит Наталья Трум. — Такие люди необходимы в жизни".
"Это один абсолютно счастливый театр — как семья", — добавляет Ирина Михайловская.
Не просто режиссер, и больше, чем учитель. Мастер. Воплощение театра, им самим созданного. Театра-дома. Ведь так и говорят: "Пойду к Фоменко". А ученики — "фоменки", уже четвертое поколение — сегодня осиротели.
В мастерской не было выходных, потому что выходных не было у мастера. Скрупулезная работа, обсуждение не просто каждого слова — каждой буковки. А порой сам, в репетиционном азарте, бросался на сцену.
Спектакли как дети — рождались, росли, набирали силу, чтобы годами не сходить с подмостков. Как "Одна абсолютно счастливая деревня", или "Семейное счастье", или "Война и мир", или "Волки и овцы"...
А ведь свою мастерскую Петр Фоменко обрел только к 60, когда в далеком прошлом остались и отчисление за хулиганство из школы-студии МХАТ, и закрытые по цензурным соображениям постановки, и слава "осквернителям праха русской классики", и вынужденный переезд в Тбилиси, а потом 10 лет в Ленинградском театре комедии.
Он классике был верен всю жизнь — Пушкин и Толстой, Островский и Чехов. И в его руках классика всегда звучала непредсказуемо. Парадоксально. Он и сам был таким. Скажет — да. И тут же — нет. А потом подумает и скажет свое любимое — но.
Фома — так его называли в Мастерской. Он знал. Не обижался. Все было с иронией — и отношение к себе, и прочитанные вдруг стихи, и даже песни.
Его театр успел из тесного полуподвала на Кутузовском переехать в новое, специально отстроенное для фоменок здание. Но вот как теперь без Петра Наумовича справляться — они не знают. Как открывать новый сезон 3 сентября?
Он ушел неожиданно, и месяца не прошло после 80-летнего юбилея. И как бы пафосно это не звучало — закончилась театральная эпоха.