Ушел из жизни знаменитый театральный режиссер Петр Фоменко. Ему было 80 лет. Более полувека он ставил спектакли, они шли при неизменных аншлагах. В 1993 году основал собственный театр "Мастерская Петра Фоменко", которым руководил до последнего дня. Там и пройдет прощание с великим режиссером.
Петра Фоменко называли Демиургом, живой легендой, садовником, который заботливо выращивает в своем саду самые разные цветы. А он избегал публичности и отказывался встречаться с журналистами. Понимал, что жизнь коротка и нельзя разбрасываться, растрачивать себя понапрасну.
Фоменко и ученикам своим внушал: театр подобен обители, где в тишине нужно трудиться, постоянно совершенствоваться. И если прослушать немногие его интервью, можно убедиться, что чаще всего Петр Фоменко произносил слово "душа".
"В Щепке только одно – спектакли. Все-таки это наша продукция, которая – работа души", — говорил Петр Фоменко.
Когда его не стало, коллеги и ученики единодушно говорят: ушел последний режиссер, который по настоящему следовал традициям русского психологического театра.
И на самом деле, он не любил новшеств — никакого видеоарта, отсутствия декораций или, наоборот, бассейнов на сцене. Классическая сценография и костюмы. Никакого концепта, он и слово это не уважал. И как режиссер не стремился утвердить свою идею и самовыразиться.
Петр Наумович не был тираном, говорят его актеры, он был добрым режиссером. Внимательно приглядывался к каждому и давал возможности самовыражения. И то, что великий Станиславский называл "лучеиспусканием", есть у актеров Фоменко. Магнетизм, свет, идущий из души. И театр "Мастерская Фоменко" — актерский театр, то, что сейчас практически ушло в небытие.
Слава и признание пришли к нему поздно. Вначале — талантливый изгой, профессиональный музыкант, которого отчислили с третьего курса школы-студии МХАТ. Затем – неудобный режиссер, спектакли которого запрещают. Так было, например, с легендарной постановкой пьесы "Смерть Тарелкина" в театре имени Маяковского в 1966 году.
В 1974 году он снимает телефильм "На всю оставшуюся жизнь". По этой картине видно, что он мог создать десятки гениальных лент. Не дали.
Долгое время для него нет работы в Москве. Он уезжает в Ленинград, а в столицу возвращается лишь в 1981 году. Тогда и начинается новая эпоха в его жизни: Петр Наумович становится преподавателем ГИТИС. Он воспитал четыре поколения актеров, и все без исключения "фоменки" — яркие индивидуальности.
"У нас у всех есть какой-то жизненный опыт, но преобразовать его в художественные произведения таким образом, чтобы это было интересно и трогательно, это огромный талант Петра Наумовича. У него мелочей не было вообще ни в одном деле. Что бы он не делал, не было мелочей, таких проходящих факультативных вещей в его работе. Все, на что он обращал внимание, становилось очень важным, очень значимым", — говорит режиссер, заслуженный артист России Сергей Пускепалис.
В 1993 году Петр Фоменко основал свой театр. На сцену вышли его ученики Галина Тюнина, Полина Кутепова, Юрий Степанов. И каждая постановка становилась легендарной.
"Три сестры" — спектакль о любви. И только о любви. Понятный и интересный каждому зрителю спектакль. В этом секрет Петра Фоменко. Его постановки одновременно простые и очень глубокие.
Его любимыми драматургами были Островский, Чехов, Арбузов, но прежде всего — Пушкин с его простотой и философской глубиной.
Весной этого года в "Мастерской Петра Фоменко" поставили спектакль "Театральный роман" по произведениям Михаила Булгакова. Этой постановке было суждено стать последним шедевром режиссера.