Повлияет ли отставка мэра Москвы на строительство депозитария музея "Московский кремль" на Боровицкой площади, вокруг которого разразился скандал? Руководство музея официально объявило о начале строительства, член Общественной палаты Марат Гельман обратился к прокурору Москвы с просьбой его приостановить, а члены общественного движения Архнадзор с аналогичной просьбой - к президенту. Где же поставят паузу в выражении "Строить нельзя помиловать", выясняла корреспондент радио "Вести ФМ" Ольга Подолян.
Подолян: О том, что музею "Московский Кремль" просто необходимо дополнительное новое помещение, говорят без малого уже двадцать лет. Сегодня в его постоянной экспозиции представлено менее десяти процентов собрания. Поэтому самые масштабные проекты осуществляются за рубежом, а уникальные экспонаты хранятся в неподходящих условиях, рассказывает генеральный директор музея Елена Гагарина
Гагарина: К сожалению, в Москве мы не можем устраивать большие выставки, наши реставрационные мастерские находятся в подвалах в немыслимых условиях, и мы не можем взять на реставрацию работы большого формата.
Подолян: Депозитарий с большим выставочным пространством, реставрационными мастерскими, фондохранилищами и четырьмя подземными этажами (общая площадь более 20 тысяч квадратных метров) эту проблему должен решить. О его строительстве заговорили еще в самом начале 90-х. Тогда президент издал указ, в котором было дано поручение Правительству Москвы найти участок под строительство. Выбор пал на Боровицкую площадь, которая находится аккурат посреди двух охранных зон - Московского Кремля и Дома Пашкова.
Искусствоведы не спорят - конечно, депозитарий должен находиться рядом с Кремлем, не дело, чтобы его возводили в районе Выхино. Не устраивает другое - сам проект архитектора Владимира Колосницына, создателя нового Военторга и ресторана "Белый Лебедь" на Чистых прудах - его работы уже окрестили "таджикским барокко". И, судя по всему, не в восторге от проекта и руководство музея. Так, всегда сдержанная Елена Гагарина отметила, что музей никак не мог влиять на проект будущего здания.
Гагарина: Если бы я выбирала, я бы построила такое здание, которое меньше всего было бы заметно на этом месте, но мы пришли к такому решению, к которому пришли, конкурс проводил не музей. Но этот проект в ходе работы над ним мы серьезно улучшили.
Подолян: Елена Гагарина уверяет, что проект согласован с ЮНЕСКО. Но член общественного движения Архнадзор Наталья Самовер говорит, что это согласование получено не от международной организации, а от национальной.
Самовер: Это согласование было выдано в 2008 году, в тексте было указано, что у проекта не будет купола, но потом на заседании градостроительного совета при мэре утвердили другой вариант, который предполагает купол. И то, что пытаются сейчас реализовать, никак не было согласовано с ЮНЕСКО.
Подолян: В Архнадзоре уже готовят обращение в ЮНЕСКО. Члены движения уверены, что в организации официально запросят детальный проект здания и смогут повлиять на дальнейшее развитие событий. Кроме того, в Архнадзоре считают, что отставка мэра может притормозить строительные работы, и проект депозитария будет пересмотрен. Но руководство музея считает это маловероятным. Первый этап работ - археологические раскопки - должен начаться в самое ближайшее время. А полностью строительство депозитария должно завершиться к 2013 году.