Члены Общественной палаты обратились к прокурору Москвы Юрию Сёмину с просьбой приостановить строительство депозитария для музеев Московского Кремля в районе Боровицкой площади. Ранее защитники исторического облика столицы сообщали, что стройка в охранной зоне между домом Пашкова и Кремлем ведется незаконно: без согласования с ЮНЕСКО и Всероссийским обществом охраны памятников.
Шок и растерянность – так описывают свои ощущения москвичи, впервые видящие строительный забор между Кремлём и домом Пашкова. Подобрать подобающие выражения удаётся не сразу.
- Вышла сейчас и вижу эту пустоту. Конечно, всё это – просто нет слов – это просто безликое что-то такое, ни о чём не говорящее.
- Старую Москву надо оставлять. Не надо впендюривать всякую невкусицу !
Что и куда "впендюривать", москвичей не спрашивали. Проект 24-метровой громады депозитария музеев Кремля увидел свет ещё в 97-м году. Градостроительный совет трижды отвергал идею увенчать Ваганьковский холм склепоподобным сооружением в "новомосковском" стиле. Лишь в 2006 проект продавили, несмотря на протесты экспертов.
"Во-первых, мы создадим фальшивку как центр всего этого, – рассказывает директор Государственного института искусствознания Алексей Комеч. – Ансамбль пострадает, прежде всего, Пашков дом. Когда вы будете ехать с моста, вы, прежде всего, упрётесь в этот портик. А потом слева вы увидите что-то ещё".
Несколько десятилетий виды и от дома Пашкова на Кремль, и с Большого Каменного моста на дом Пашкова были своего рода визитными карточками столицы России. А с 90-го года они вошли в буферную зону Кремля, взятую под охрану фондом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
- Вот те изменения, которые мы сейчас видим, я считаю, что это варварство по отношению к столице. Одна из её главных перспектив просто поломана, и её уже никак нельзя восстановить.
- Теперь эти виды остались только на фотографиях. Их больше не увидеть и не запечатлеть на плёнку.
- Сплошные рекламные щиты, я считаю, что это всё равно что заклеить обёрточной бумагой Джоконду.
Генеральный директор Музеев московского Кремля Елена Гагарина говорит, Кремль давно задыхается без депозитарно-реставрационного комплекса. Ни реставрировать, ни выставлять экспонаты кремлёвских собраний в подвалах палат XVI-XVII веков далее невозможно. Но и Гагарина явно не в восторге от того, что строят на Боровицкой площади:
- Я выбирала бы здание, которое меньше всего было бы заметно: больше стекла, больше того сего, но конкурс проводил не музей, выбрали то, что выбрали, c'est la vie.
Проектировал депозитарий архитектор "Моспроекта-2" Владимир Колосницын, его же авторству принадлежат ресторан "Белый Лебедь", наглухо перегородивший Чистопрудный бульвар, и новый "Военторг", который архитектурная общественность прозвала муляжом и новоделом. Подчерк более чем узнаваем.
"Всё ужасно: не то дворец, не то провинциальный обком КПСС", – сетует член президиума экспертного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клеменко.
Строительство должно занять без малого четыре года. Но уже сейчас можно наглядно представить, как изменится облик Москвы по его окончании. В 100 метрах от стройплощадки – и также в охранной зоне – вырос гигантский офисно-гостинично-выставочный комплекс. А начиналось всё тоже под культурным соусом: с передачи единственного здания художнику Шилову.
"Проект, который начинался с создания небольшой картинной галереи одного из художников. Разросся, поглотил целый исторический квартал в центре Москвы, уничтожил памятники архитектуры, уничтожил историческую городскую среду", – рассказывает координатор "Архнадзора" Наталья Самовер.
Всё это – чистой воды новодел и откровенная коммерция. Плакаты: продажа, аренда, элитные апартаменты напротив Кремля. Помпезный фасад, кстати, проектировал всё тот же архитектор Колосницын.
"Тут появится совершенно недопустимое, невозможное в этом месте здание, сам факт которого является грубейшим попранием законодательства об охране исторического наследия", – говорит Наталья Самовер.
На сегодня уже несколько общественных организаций защитников столичной архитектуры отправили письма с протестами против происходящего в правительственные структуры и в ЮНЕСКО. Но шансов на успех у них немного.