Страны "большой двадцатки" обязуются воздерживаться от защитных мер в торговле. Об этом говорится в итоговом документе канадского саммита. Кроме того, участники G20 продолжат работу над программой реформ в финансовом секторе и планируют завершить ее к встрече в Сеуле.
В итоговых пресс-конференциях выяснилось, почему, например, вся "двадцатка" теперь согласна с Москвой: доллара и евро для стабильности мало, нужны другие резервные валюты.
"Я помню, как мы бились за то, чтобы включить какие-то позиции в это коммюнике. И наши партнеры от этого, надо признаться, аккуратненько отгребали, – говорит президент России. – Посмотрите, что происходило? Сначала с долларом были серьезные приключения. Потом более и менее все стабилизировалось. Начались в этом году проблемы с европейской валютой. Очевидно, что нынешняя система, в которой есть определенный набор резервных валют, не показывает себя абсолютно устойчивой и не отвечает глобальным требованиям. Как эти проблемы преодолеть? Путем создания дополнительных резервных валют. Сейчас уже ни у кого эта идея не вызывает отторжения".
Америка и Европа теперь солидарны и в другом: чтобы кризис не повторился, нужно экономить. К 2013 году два десятка стран намерены сократить дефициты бюджетов вдвое. А идея налога на банки так и не стала общей. Против, среди прочих, была Россия.
"По нашему мнению, введение подобного налога приведет к удорожанию стоимости финансовых услуг и стоимости кредитования в целом, – считает Дмитрий Медведев. – А значительная часть издержек в конечном счете переместится не на финансовый сектор, а на граждан. И поэтому предложение по универсальному налогу для финансовых операций мы не поддерживаем".
В этот момент Алексей Кудрин практически в режиме реального времени писал об услышанном коллегам в Минфин. Важен момент!
Во время обсуждения "восьмеркой" Ирана ЦРУ поделилось с журналистами своей информацией к размышлению: через два года Тегеран якобы сможет сделать две ядерные бомбы. Разведданные нужно проверить, считает Дмитрий Медведев.
"Международное сообщество не признает иранскую ядерную программу прозрачной, – заявил он. – Если будет доказано то, о чем говорят американские эксперты и спецслужбы, это еще в большей степени напряжет ситуацию. И я не исключаю, что этот вопрос нам придется рассматривать дополнительно".
Отдельно обсуждали Киргизию. Всенародный референдум по Конституции – суверенное право страны. Но после его проведения вопросов не стало меньше. Даже наоборот.
"С учетом того, что там власти не хватает порядок навести, я не очень себе представляю, как будет работать модель парламентской республики в Киргизии. Не превратится ли это в череду перетасовок в парламенте, к бесконечному переходу полномочий из одних рук в другие и, в конечном итоге, к приходу к власти группировок экстремистской направленности? Посмотрим, что из этого получится. Меня это волнует", – заявил Дмитрий Медведев.
Одна из причин заключается в том, что через Среднюю Азию в Россию идут афганские наркотики. За 9 лет, что в Афганистане воюют войска НАТО, производство героина выросло в десятки раз. Сейчас по настоянию Москвы договорились о том, что антинаркотические ведомства стран будут активнее сотрудничать. Другая российская инициатива – глобальная защита окружающей среды. Мексиканский залив находится на грани экологической катастрофы.
"Есть отдельные конвенции. Я специально поднимал их, разбирал. Но они затрагивают только отдельные элементы. А глобального видения они не несут. Поэтому, на мой взгляд, чтобы предотвращать последствия таких опасных явлений, есть смысл создать новую международную правовую базу. И, может быть, совместно с этим – страхование соответствующих рисков за счет соответствующих отчислений", – говорит российский президент.
При сдвоенном саммите "восьмерки" и "двадцатки" сравнения были неизбежны. Результаты переговоров, правда, показали, что о поглощении одного формата другим пока говорить рано.
"Не считаю, что "большая восьмерка" изжила себя как формат. Она удобна для обсуждения политических вопросов, вопросов глобальной безопасности, вопросов координации внешнеполитического курса. Как мне представляется, у нее в этом смысле есть вполне очевидное будущее. Такого же подхода придерживаются и мои коллеги", – подчеркнул Дмитрий Медведев.
Франция с будущего года председательствует в "восьмерке", и возражений на предложение Николя Саркози увидеться весной в Ницце не возникло. С форматом встречи не определились. Кому-то из лидеров понравился сдвоенный саммит, некоторые предпочитают сконцентрироваться на чем-то одном. Впрочем, на фоне остальных противоречий этот вопрос выглядит самым решаемым.