Москвичи и гости столицы столкнулись с неприятным сюрпризом. На Ленинградском шоссе после выезда из Москвы было ограничено движение по путепроводу, проходящему над линией Октябрьской железной дороги.
Было шесть полос - по три в каждую сторону, а осталось лишь по одной в каждую сторону. Поскольку Ленинградское шоссе и до этого относилось к чрезвычайно проблемным магистралям - постоянно стояло в пробках, - сокращение пропускной способности втрое привело к полному транспортному коллапсу. По главной автомагистрали страны М1 ни в Москву не въехать, ни из Москвы не уехать.
Оно и так было бы несладко, но к тому добавляется еще и то обстоятельство, что фактически заблокированным оказался подъезд к аэропорту Шереметьево. Хотя сейчас Шереметьево уступает Домодедову в звании главных воздушных ворот страны, в Домодедове пассажиропоток где-то на 20% больше. 15 миллионов пассажиров в год, перевозимых Шереметьевым - это тоже серьезно, особенно если учесть, что теперь не очень понятно, как им добираться до аэропорта.
Отмечают, конечно, что блокаду нельзя назвать полной, поскольку в Шереметьево все-таки ходит специальный "Аэроэкспресс" с Белорусского вокзала, то есть пассажирам не обязательно ехать по перекрытому шоссе. Отчасти это так, хотя при взгляде на карту Москвы видно, что из ряда районов столицы добираться через Белорусский вокзал - значит делать весьма большой крюк. Но следует учесть, что аэропорт - это не только пассажиры.
Это еще и довольно большой обслуживающий персонал - летный и наземный. Многие из них живут не в Москве, а в области, на территориях, примыкающих к аэропорту. Их никак не спасает безостановочный экспресс. Поскольку полный транспортный содом создан на обширном пространстве к северу от Москвы, попадание на работу теперь представляет для служащих аэропорта большую проблему.
Кроме того, аэропорт - это не только пассажиры и персонал. Аэропорт - это фактически целый город, нуждающийся в бесперебойном снабжении различными товарами - от керосина до туалетной бумаги. Поскольку движение грузового транспорта по Ленинградскому шоссе теперь вообще запрещено, снабжение аэропорта будет представлять серьезную проблему. Нужно переналаживать всю схему товарных поставок, причем с учетом того, что и на других автодорогах теперь, после фактического закрытия магистрали М1, творится черт знает что. Разве что подцеплять к "Аэроэкспрессу" товарные вагоны.
Гендиректор Шереметьева Василенко отмечает, каким интересным образом был введен блокадный режим. "Нас даже не соизволили поставить в известность о начале ремонтных работ на этом участке. Я уже не говорю о том, что с нами в такой ситуации обязаны были провести необходимые согласования, и аэропорт никогда бы не согласился на ограничения подъезда во время летних пиковых нагрузок. Ведь сейчас Шереметьево обслуживает более 70 тысяч человек в день".
В связи с доводами московских чиновников и депутатов на тему "А вы что, хотели, чтобы мост вообще рухнул?" - то есть вдруг внезапно обнаружилось аварийное состояние - Василенко указывает: "Если вы думаете, что случилась никем не предвиденная авария на путепроводе и нужно экстренно устранять ее последствия, то вы глубоко заблуждаетесь. Распоряжение правительства Москвы об этих ремонтных работах появилось еще 11 марта 2010 года. Это распоряжение было по существующему регламенту отправлено на согласование в ГИБДД, правительство Московской области. Оттуда с многочисленными замечаниями его вернули на доработку. А сегодня уже без всяких согласований внезапно началось серьезнейшее ограничение движения на Ленинградке".
Задаваясь риторическим вопросом к Юрию Лужкову, "почему работы, которые совершенно спокойно можно было запланировать, подготовить и выполнить весной или осенью, нужно было начинать именно сейчас, в пиковое для аэропорта Шереметьево время?", Василенко дает на него крайне резкий ответ: "Я не могу объяснить ситуацию ничем иным, кроме как тем, что 3 июля в аэропорту Внуково, принадлежащему правительству Москвы, приступят к запуску нового терминала. Как известно, в конкуренции есть два пути достижения успеха: создать условия количеством, качеством услуг и ценами. Или создать проблемы для конкурентов, не гнушаясь никакими средствами, в том числе используя свой политический ресурс".
Так ли это, сказать трудно, а еще труднее доказать сознательную злонамеренность головотяпства. С другой стороны, столичная мэрия, готовая судиться за каждый чих, немедленно вчиняя своим критикам иски за нанесение ущерба чести, достоинству и деловой репутации, глубоко безмолвствует. Вероятно, Юрий Михайлович Лужков уверен, что его репутации "Шереметьевская блокада" никак не угрожает. Или даже в московской мэрии сообразили, что в данной ситуации подача иска не вызовет единодушной поддержки граждан, готовых возмутиться поклепами на любимого руководителя.