Самолет Ту-154, который в сентябре прошлого года совершил экстренную посадку на заброшенном таежном аэродроме с десятками людей на борту, перелетел из Коми в Самару. На заводе ему предстоит ремонт. Благополучный исход этого ЧП стал возможен благодаря профессионализму нескольких людей.
Кажется невероятным, но еще полгода назад аварийный Ту-154 накрепко завяз в таежном болоте, после экстренной посадки оказались поврежденными двигатели, ударом порван фюзеляж, повреждены крылья. И вот сейчас его готовят к перелету. Всю ночь и утро перед вылетом шел сильный снег, но удлиненную заранее взлетную полосу расчистили. Легкий разгон – и самолет поднимается в воздух.
Это только так кажется, что взлет легкий. На самом же деле взлет нештатный, с существующей долей риска.
"Решение было принято после того, как мы получили акт технического осмотра, что самолет в принципе исправен. Мы заменили двигатели, отремонтировали предкрылки, два колеса заменили", – говорит Олег Варнавский, командир мирнинского авиапредприятия "Алроса".
Шансов на ошибку летчику испытателю Рубену Есаяну было не дано. Он и второй пилот Игорь Чернов осторожно разворачивают машину над Ижмой – и вот, как бы в доказательство того, что все нормально, пилоты помахивают крыльями. Впереди 170 километров перелета.
Так и не поработав, разъезжаются пожарные машины – и к лучшему! Ту-154 уже несколько минут находится в воздухе, держа курс на Ухту, это 20 минут непростого маршрута. 20 минут всего на 11 тоннах керосина и с выпущенными шасси, которые на всякий случай не убирали. Радостная новость: в аэропорт Ухты самолет прибывает вовремя, посадка прошла нормально.
"Проходило так: справа поставили флажок, разбегались; прошли 800 метров, второй летчик Игорь Чернов доложил, что дистанция подтверждается. И на этой дистанции мы поднялись в воздух", – рассказывает Рубен Есаян.
Осенью прошлого года только чудо и мастерство пилотов спасло этот лайнер. У следующего из Полярного в Москву самолета на высоте 10 000 метров неожиданно отказали системы энергоснабжения, отключились насосы подачи керосина. Садиться пришлось вслепую. Случайно в тайге заметили небольшой аэродром, куда сели с третьей попытки.
Командиры воздушного судна Андрей Ламанов и Евгений Новоселов удостоены звания Героев России.
Ключевой была работа начальника заброшенного аэродрома – Сергея Сотникова. Это он последние 12 лет следил за взлетным полем, на которое никто много лет не садился. Его работа была вознаграждена спасением 72 человек и экипажа!
Из Ухты самолет уже прилетел в Самару на завод. Здесь он пройдет полный техосмотр и снова встанет на крыло.