Защитники старой Москвы бьют тревогу. Мы возвращаемся к теме о строительных работах, которые якобы начались у стен Кремля на Боровицкой площади напротив дома Пашкова. Какие это работы – не совсем ясно. Там нет никаких объявлений. Есть забор и строительная техника. Мы хотим узнать подробности. На связи со студией радио "Вести ФМ" Рустам Рахматуллин, координатор движения Архнадзор.
"Вести ФМ": Рустам, здравствуйте! Внесите, пожалуйста, ясность. Я сегодня сама проезжала мимо Боровицкой площади и видела, действительно, некое заграждение безо всяких опознавательных признаков. Что там происходит? Что вам известно?
Рахматуллин: Нас пригласили сегодня в строительную дирекцию музеев Московского Кремля после того, как мы собрались у ворот стройки, и любезно показали все материалы, какие мы попросили. Это том согласований, это, собственно, проект, это том археологического проекта. Если вкратце, формально согласования существуют. Это и строительные разрешения, и виза Москомнаследия, и согласования отечественного комитета ЮНЕСКО – российского комитета по делам ЮНЕСКО. Но все они уже не первой свежести. И, как мы понимаем, относятся к неокончательному варианту. В согласовании комитета ЮНЕСКО говорится, что согласуется вариант без купола, и идет ссылка на номер варианта в проектном альбоме.
"Вести ФМ": Вы уже описываете объект, который будет построен. А что это будет за объект?
Рахматуллин: Да, да, сейчас я закончу. Нам показывают этот вариант, где купола действительно нет, а затем нам показывают вариант, по которому готовится строительство, и купол снова появляется. Поэтому мы считаем, что согласования устарели, о чем и был составлен протокол в дирекции музеев Кремля. Вот я отвечаю на ваш вопрос – строится депозитарий для музеев Московского Кремля. Это довольно старый проект – в 90-е годы был конкурс на реконструкцию Боровицкой площади, и уже тогда говорилось, что вот эти кварталы, где газоны, где разорванная застройка по сторонам Знаменки, предназначаются для развития кремлевских музеев. На основе победившего когда-то проекта уже покойного, по-моему, автора сейчас возводится здание. Ну, в сущности, сейчас я видел только подготовительные работы. Сам проект, на наш взгляд, малоинтересен. Это мягко говоря. Грубо выражаясь, он плох. Его главным автором выступает архитектор Колосницын, автор новодела гостиница Москва и того, что они называют Военторгом. Это классицистическое здание – центричное, трехчастное с полуротондной колонной впереди, с небольшим куполом сверху. Так понимается "диалог" с домом Пашкова. Я полагаю, что сейчас у нас в отечестве почти нет сил, способных вступать в творческий диалог с домом Пашкова. То есть главная проблема здесь – это даже не правовые нюансы, а общая серость архитектурного решения в таком ответственейшем месте – на одной из центральных площадей Москвы, в лучшем месте, где Москва, собственно, началась.