Новый скандал в Свято-Боголюбовском монастыре во Владимирской области. К журналистам обратились воспитанники частных пансионов монастыря. Дети сообщили, что воспитатели их били и унижали. Во Владимирской Епархии все отрицают. А эксперты припомнили, что год назад на пытки в монастыре пожаловалась одна из воспитанниц. В истории разбирался корреспондент радио "Вести ФМ" Анна Семкина.
15-летняя Ксения не может сидеть на месте более часа - у девочки травма позвоночника. По словам ребенка, одна из матушек слишком сильно ударила ее тяпкой по спине. О том, что им пришлось пережить в Свято-Боголюбовском монастыре, дети согласились рассказать только сейчас. С прошлой осени они живут и учатся в православной школе -пансионе Суздаля. В монастыре же воспитанникам приходилось, по их словам, с 3 утра и до 9 вечера работать на поле. За малейшие провинности детей лишали еды, били ремнем или заставляли выполнять по 300 поклонов.
"Самое большое было 350 поклонов. В карцер сажали, называлось это "затвор". Говорили, что давали только воду и хлеб. И потом Светлана рассказывала, что их с Валей Перовой за то, что разговаривали на клиросе, завели в комнату, расстелили платок. Одна матушка держала руку, другая - дверь, а Архимандрит Петр отрезал косу им", - ужасается замдиректора школы Наталья Рей.
Первый скандал вспыхнул в монастыре около года назад, когда одна из воспитанниц, та самая Валя Перова, обвинила руководство и лично Архимандрита Петра в пытках и написала в прокуратуру. После этого в монастыре начала работу епархиальная комиссия, но никаких противозаконных фактов не нашла. Но приют все равно расформировали, а детей передали в различные школы и приходы. Однако в начале этого месяца в суздальскую школу-пансион пришли две 16-летние девочки. Они рассказали, что жили при монастыре и больше не хотят туда возвращаться, пояснила Наталья Рей. По ее словам, к октябрю месяцу девочки даже не начали учиться в 11 классе.
"Им очень хотелось закончить школу, мы купили им учебники и одежду, потому что они были совсем раздетые. Они очень боялись, что их вернут в монастырь. Но позвонил архиерей и сказал, что детей надо вернуть родителям. Он сказал, что монастырь даст им деньги. Рано утром на следующий день приехали родители. У одной был паспорт советского образца. У второй вообще ничего не было", - рассказывает Наталья Рей.
Никакого приюта в монастырских стенах уже год как нет, заверил представитель Владимирской епархии отец Сергей Минин. Правда, причины ликвидации заведения, по его словам, вполне естественные.
"Там оставались 5 девочек, три из них закончили образование. Так как детей не осталось, было решено запретить пребывание детей на территории монастыря. Сейчас там никого нет", - говорит Минин.
Однако в суздальской школе-пансионе уверены, что приют де-факто существует. Его просто вывели за монастырские стены. Теперь дети живут в частных домах вблизи монастыря. Ситуацию с монастырем решил взять под свой контроль Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов/
"Здесь не так все просто и однозначно. Монастырь - это отдельная жизнь, закрытая жизнь. Тем не менее, законы действуют, конечно же, и в монастыре. Мы работаем сейчас тесно с прокуратурой и с московской Патриархией. Мы договорились выяснить, действительно ли имело место какое-то истязание над детьми или это оговор", - рассказывает Астахов.
Сейчас все дети находятся с родителями, это их законные представители, пояснил Астахов. По его словам, меры будут приняты только после окончания проверки.