Россия сегодня отмечает юбилей одного из своих главных классиков: 150 лет назад родился Антон Чехов. В родной город писателя Таганрог приехал Дмитрий Медведев. Он не только посетил места, связанные с жизнью прозаика и драматурга, но и обсудил проблему, которая в свете этого юбилея приобретает особое значение, положение российских театров.
Теперь уже неважно, что 131 год назад он уезжал отсюда, чтобы не быть таганрогским лекарем. В вагоне третьего класса, зажатый корзинками, портпледом и потертыми чемоданами. Это не было предательством по отношению к родному городу, который на страницах его книг. Вот, например, фраза "в Греции все есть" – из чеховской "Свадьбы", подслушана им вот в этой отцовской лавке, где он часто был в роли продавца. Сегодня жителям даже выглядеть хочется как-то по-чеховски.
- А почему все одинаковые?
Гимназисты. А вот разносчик газет. Ну да. Как в чеховские времена...
- Чехов – мой любимый писатель.
Чехов в бронзе смотрит на улицу Чехова. Тут дом, где родился будущий писатель. Крошечный флигелек с зелеными ставнями Чеховы снимали. Отец, бывший крепостной, занимаясь торговлей, мечтал о своем жилье. Дела шли неважно. Отсюда, вероятно, тот психологический дискомфорт, от которого страдают чеховские герои. И неважно в чем это страдание: в желании спрятаться в футляр или в несбыточные мечты о саде.
- У него была большая голова, его дразнили головастиком.
"У меня не было детства", – писал Чехов о своем таганрогском периоде. Но без Таганрога не было бы Чехова-писателя. Многое началось тут, в театре, где он тайком с галерки смотрел на сцену. Тайком, потому что гимназистам ходить в театр запрещалось. Особенно тем, кто учился неважно. Антон Чехов лучшим не был. Ничего не говорило о том, что позже, словом, ему удастся связать две эпохи. Хотя уже в детстве были странные встречи: математику в гимназии преподавал отец Дзержинского.
Отец Дзержинского поставил ему отлично по арифметике, хотя была арифметическая ошибка, но был правильный ход рассуждений. Значит, неглупый человек был отец Феликса Эдмундовича.
Его первые литературные труды сильно критиковали за безыдейность, якобы не было понятно, против кого он выступает. И только потом разобрались: он ничего не решает за читателя. Зачем, объяснял Чехов, писать, что женщина была богатая, а потом обеднела. Достаточно сказать: она пришла в порыжелой тальме. Ему, как импрессионистам, было важно создать впечатление. Вот и сегодня спорили о "Трех сестрах".
"Что мне хотелось бы предложить своим актерам, как опыт, и что хотелось бы предложить зрителям, которые ожидают нас – это призыв "Трех сестер". То, что я хочу путешествовать, я хочу что-то открыть", – говорит актриса, режиссер и драматург Мюриэль Майетт, генеральный директор театр "Комедии Франсез".
"Для меня Чехов выше, потому что у него в последних пьесах отсутствует причинно-следственная связь. У него отсутствуют публицистические атаки на меня, как на зрителя. Я не могу рассказать, о чем "Три сестры", и не могу это свести к призыву ехать в Москву. И я не могу рассказать, о чем "Вишневый сад". Но это величайшее благо целебной энергии, которая покоряет сердца и души всей нашей планеты", – рассказывает Марк Захаров, народный артист СССР, художественный руководитель театра "Ленком".
Никогда ранее, до Чехова, театр не предполагал такого соучастия зрителя, который и сегодня в России отвечает взаимностью.
"Я посмотрел сегодня цифры, они меня даже поразили. Я узнал, что у нас в стране 600 репертуарных театров и, что в этих театрах каждый год идут приблизительно около 130 тысяч спектаклей. И на этих спектаклях ежегодно в России бывает 30 миллионов человек. Это хорошая цифра. Значит и поэтому нужно грамотно выстраивать политику, в том числе финансовую политику по поддержке театрального искусства, чтобы эта цифра все-таки оставалась в каких-то разумных пределах", – полагает президент России Дмитрий Медведев.
Русский театр, говорили сегодня, благодаря Чехову стал особым. И, обращаясь к президенту, просили помочь сохранить традиции.
"Вот такая известная звезда – Джуд Лоу, известный красавец, англичанин, с его участием был поставлен Гамлет в Лондоне и они поехали в Нью-Йорк. И вот журналист в Америке пишет, что сидела пара, которая пришла в театр посмотреть на Джуда Лоу, американцы, они после конца спектакля сказали, как жалко, что герой умер, а то бы мы пошли на вторую серию с ним. Я думаю, что в России не было бы пары, которая шла бы смотреть спектакль, которая бы не знала историю Гамлета. У нас колоссальная школа. Эту школу нельзя потерять", – уверен режиссер Андрей Кончаловский.
"Театральное искусство совершенно особенное, и это начинаешь понимать особенно отчетливо в период глобального информационного взрыва, когда возникает дилемма: как будет дальше происходить развитие искусства в целом. Что будет происходить с театром, насколько театральное искусство способно конкурировать с другими творческими формами, которые получают иное выражение. Сейчас появляются новые технологии. Но "Аватар" никогда не вытеснит театр, даже, несмотря на то, что это очень красиво", – считает Дмитрий Медведев.
Всю жизнь Чехов мечтал написать роман. По форме не сложилось. По сути, как сказать. В конце большинства его произведений – многоточие. А главная тема – неслучившаяся жизнь. И уже несколько поколений перечитывают.