Чрезвычайный съезд Союза кинематографистов России открылся в понедельник в Москве. Он будет проходить в течение двух дней в Гостином дворе. Зал, рассчитанный на 5 тысяч мест, разделен на несколько секторов. Отдельные ряды отведены для членов Союза, которые имеют право голосовать. Есть сектора, выделенные для студентов ВГИКа, гостей и представителей прессы. Заседание открыл кинорежиссер Никита Михалков. "Вести" транслируют заседание съезда в прямом эфире.
"Я прошу вас, потратив два дня, внутренне определиться, без истерики, суеты оценив, что происходит, и принять взвешенное, независимое решение. Вы вправе сами решать судьбу союза", – сказал на открытии чрезвычайного съезда Никита Михалков.
Кворум на внеочередном чрезвычайном съезде кинематографистов собран, заявил журналистам адвокат Павел Астахов, на съезде присутствуют более 2,5 тысячи членов Союза кинематографистов. Общая численность членов Союза составляет 4985 человек.
"Из Санкт-Петербурга прибыли свыше 400 кинематографистов, – сообщил ИТАР-ТАСС руководитель питерского отделения СК Дмитрий Месхиев. Он напомнил, что для кворума необходимо присутствие как минимум 2,5 тысячи человек.
Актер Сергей Никоненко заметил, что он впервые принимает участие в съезде Союза кинематографистов. "Я новичок и мне очень интересно побыть здесь, послушать всех выступающих и после этого принять решение, кого избрать председателем СК", – отметил артист.
Режиссер Владимир Хотиненко ждет от съезда конструктивной работы. "Надеюсь, что съезд будет конструктивным, мы выслушаем Михалкова, и я уверен, что все кинематографические проблемы здесь будут обсуждены без истерик", – подчеркнул он.
Идея создания союза кинематографистов принадлежала режиссеру Ивану Пырьеву, с которой он выступил еще в конце 40-х годов. К тому времени уже существовали другие творческие союзы СССР – в 1932 году образовано Всероссийское театральное общество, созданы Союзы архитекторов и композиторов, в 1934 – союз писателей, а театральное и музыкальное сообщество имело еще и дореволюционную историю. Однако создать СК удалось лишь после смерти Сталина, который лично контролировал "важнейшее из искусств".
В 1957 году Пырьеву удалось создать оргкомитет будущего союза. За короткое время были организованы Высшие курсы сценаристов и режиссеров и Бюро пропаганды киноискусства. В период хрущевской "оттепели" цензура значительно ослабла и прежде всего это коснулось кинематографа. Советское кино, переживающий новый взлет, вернулось на международную арену. В ноябре 1965 года кинематографисты созвали свой первый учредительный съезд. Первым секретарем Союза кинематографистов СССР был избран кинорежиссер Лев Кулиджанов. СК СССР возглавляли режиссеры Элем Климов (1986-1988 гг.) и Андрей Смирнов (1988-1990 гг.).
Учредительный съезд Союза кинематографистов России прошел 28 февраля 1990 года. Устав организации был принят 30 ноября 1991 года. Первым председателем Союза в 1990 году стал кинорежиссер Игорь Масленников. В 1994-1997 годах организацию возглавлял режиссер Сергей Соловьев. В декабре 1997 года, на III съезде Союза кинематографистов, пост председателя занял Никита Михалков (дважды переизбирался на V и VI съездах). СК России объединяет в своих рядах почти 5 тысяч членов представителей всех кинематографических профессий, работающих во многих регионах и городах страны. В эту творческую организацию входят 12 гильдий: кинорежиссеров, актеров кино, сценаристов кино и телевидения, кинооператоров, киноведов и кинокритиков, организаторов производства и проката фильмов, художников кино и телевидения, композиторов кино, звукорежиссеров, редакторов, кинотехников, гримеров.
В собственности СК России находятся Дома кино в Москве и в других регионах, Дом творчества в подмосковном Болшеве, Дом ветеранов у Поклонной горы. По состоянию на конец 2008 года имущество СК оценивалось примерно в 120 миллионов долларов.