Госсекретарь США Хиллари Клинтон, которая находится с визитом в Москве, довольно неожиданно заявила, что система противоракетной обороны (ПРО) должна быть общим делом США и России. Ранее, впрочем, то же самое предлагало российское руководство, но Вашингтон это всерьез не рассматривал. Теперь Москва просит сначала прояснить планы США по новой концепции ПРО. После чего можно будет говорить о сотрудничестве в этой сфере.
- Хэлло, мистер президент!
Перед встречей с Клинтон, рассказал Медведев, он посмотрел фрагмент ее пресс-конференции в российском МИДе и выслушал доклад Сергея Лаврова о прошедших переговорах. Российско-американские встречи – это всегда много сюжетов, от которых зависит и тональность разговора на собственно двусторонние темы. Тональность в последнее время стала оптимистичней.
"В ходе визита президента Обамы мы подготовили целый ряд двусторонних решений, создали президентскую комиссию. Она начала работать уже по самым разным направлениям. Надеюсь, что каждое из этих направлений будет интересным. Я так понимаю, что и в ходе вашего визита некоторые коллеги провели соответствующие беседы. Это показывает, что наше сотрудничество с новой администрацией Соединенных Штатов Америки выходит на высокий уровень", – заявил глава российского государства.
Клинтон в ответ хвалила московскую золотую осень, и было видно: она жалеет, что не приехала в Россию этим летом, когда тут был Обама: "К сожалению, я не была в Москве, когда встречались президенты, так как сломала локоть. Но с тех пор и мой локоть, и наши отношения претерпели перезагрузку".
Но на прошлой неделе сомнения в векторе Вашингтона на перезагрузку появились. И ссылки на замминистра обороны Штатов возглавили новостные ленты. Вершбоу якобы не исключил, что элементы ПРО могут появиться на Украине. Потом были опровержения. И вот сегодня Клинтон, не дожидаясь вопросов, сама говорит о ПРО в контексте изменившихся отношений с Россией: "Мы – разные страны. Но это не значит, что наше сотрудничество не может развиваться. Мы не признаем Южную Осетию и Абхазию. Мы будем задавать вопросы относительно гражданского общества. Но мы будем продолжать работать во всех других сферах, где у нас есть согласие. Мы очень заинтересованы в том, чтобы противоракетная оборона стала общим делом. Для этого нужна совместная оценка угроз, центр обмена данными. И наши военные будут готовы ответить на все вопросы".
В продолжение темы на пресс-конференции Лавров, очевидно, сказал то, что говорил Клинтон и на переговорах: Россия никогда не воспринимала отказ американцев от ПРО в Европе как уступку. Это выбор Вашингтона, и Москва хочет знать: что дальше?
"Разумеется, мы хотим поподробнее знать, как конкретно будет эволюционировать новая концепция? А в ней предусмотрено четыре этапа. Ну, и хотим знать, соответствуют ли действительно различные публичные комментарии, которые звучат на эту тему? И чем подробнее ознакомимся с этой новой концепцией, тем легче нам будет, тем быстрее нам будет прийти к пониманию того, можем ли мы совместно разрабатывать проект, который будет объединять не только Россию и Соединенные Штаты, но и европейцев", – сказал глава российского МИДа.
Дискуссия по ПРО, одинаково объясняли Лавров и Клинтон, – это не размен. Это результат смены акцентов в американской администрации. В июле в Москве Обама признал зависимость оборонительных и наступательных вооружений – и разговор об СНВ сдвинулся с мертвой точки: документ теперь должен быть готов к декабрю. Потом американские военные оценили иранскую угрозу – и изменили решение по ПРО.
"Мы друг у друга ничего не просим по Ирану. Потому что было бы смешно просить о чем-то по вопросу, где наши позиции совпадали. Мы хотим решить все вопросы, связанные с ядерной программой Ирана, чтобы эта страна могла в полной мере пользоваться своими правами неядерного члена Договора о нераспространении. Но одновременно чтобы при этом никоим образом не нарушался режим нераспространения ядерного оружия", – указал Лавров.
Детали будущего договора об СНВ и будущего сотрудничества по ПРО известные сегодня не стали: Клинтон и Лавров объяснили, что работают эксперты. Но результаты новых отношений Москвы и Вашингтона заметны уже не только посвященным в большую политику.
"Последние события, скажем, и саммит, который прошел в Питтсбурге, и Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций показали наш совместный настрой на поиск ответов на самые актуальные вопросы международной повестки дня, самые сложные вопросы. Мы вместе только что принимали участие в Цюрихе в трудном деле нахождения взаимопонимания между турецкой и армянской стороной в части подписания протоколов, возобновлении дипломатических отношений. Но это удалось сделать. Я считаю, что это хороший пример нашей координации по международным вопросам", – напомнил Дмитрий Медведев.
Подобный стиль отношений еще и экономически выгоден: 133 миллиона долларов ежегодно будет экономить Вашингтон, потому что Москва разрешила ему воздушный транзит военных грузов на афганском направлении.