Ушёл из жизни Савва Ямщиков – заслуженный деятель искусств, художник-реставратор, академик и публицист. Он возродил к жизни сотни произведений иконописи, уникальные собрания русских портретов VIII и XIX веков, помог вернуть забытые имена замечательных русских художников. В последние годы боролся за сохранение исторического наследия древнего Пскова, заповедника "Пушкинские горы" и исчезающих памятников старой Москвы. Всего несколько дней назад Савва Ямщиков сказал своему другу, литератору Игорю Золотусскому, что хотел бы быть похороненным возле села Михайловского в Псковской области. Это было родное, любимое место Ямщикова, туда он и уехал после возвращения в Москву. Всю свою большую библиотеку Савва Ямщиков завещал музею-заповеднику Михайловское.
Про себя он всегда говорил – я не езжу, я "служу" по России. Вологда, Суздаль, Псков, Кострома, Кижи, Плёс – нет такого старинного города, где бы Ямщиков не реставрировал фрески. По его словам, нет такой иконы в России, которую он не держал в руках, а чаще – восстанавливал: "У тебя подъем адреналиновый при работе. Восстанавливать икону – как идти на свидание с девушкой: что там, как там будет".
Он вырос в бараке на Павелецкой набережной, по соседству с Андреем Тарковским. Позже Ямщиков станет его консультантом на съемках "Андрея Рублева". А в знаменитой мастерской побывают самые известные писатели, художники и ученые. "От Дмитрия Дмитриевича Шостаковича до Василия Макаровича Шукшина, который приходил, смотрел внимательно выставку. Он тогда готовился к съемкам Степана Разина. И он даже сказал: я бы вас хотел попробовать на роль Степана Разина. Я сказал: вот консультантом у Тарковского – это понятно. Если нужно будет быть консультантом у вас – я тоже соглашусь. А актерство… Мне, конечно, приятна такая "внешняя" слава, но тогда мне придется не ездить в Псков и Новгород, и вы не придете на следующую мою выставку", – вспоминал Ямщиков.
В 60-е он устроил первую выставку икон. Прямо под носом КГБ – на Кузнецком мосту. С размахом и помпой. Очередь тянулась чуть ли не от Кремля. И вообще Ямщиков всегда был "неудобным" – "прикладывал" за Военторг, Детский мир, Абрамцево, гостиницу "Москва" любого, кто разрушал историю древних городов. "Страстный, неудобный для чиновников. Порой – максималист. Но без таких людей нам не сохранить ни памятники культуры, ни поднять весь народ на их спасение. Мы должны были с ним ехать в следующую субботу в Псков, там не все в порядке, памятники культуры сохраняются плохо, и надо много сделать для того, чтобы привести дело в порядок", – говорит министр культуры России Александр Авдеев.
Про Псков, где Ямщиков провел полжизни, он говорил: немцы в 44- м его оставили в лучшем состоянии, чем он сейчас. Мечтал превратить его во вторую Флоренцию. "Не щадя себя, не щадя других защищал корни нашей культуры, – отмечает доктор исторических наук Валентин Фалин. – Защищал то, что мы должны сохранить, если вообще хотим сохраниться как нация".
Он начинал в реставрационных мастерских Кремля, потом открывал слои XV-XVII веков на иконах в музее Рублева, восстанавливал Марфо-Марьинскую обитель. В Кижи спас 300 образов. И вообще сделал реставрацию, как он сам говорил, популярной как балет.
Савва Ямщиков влюбился в иконы благодаря Третьяковской галерее – жил рядом и больше, как он рассказывал, водить девушек погреться было некуда. А своим учителем считал Гоголя. И, кажется, больше всех сделал для празднования 200-летнего юбилея писателя. "Такой рыцарь, понимаете? При том, что он. Конечно, был большой, сложный. Он был резкий иногда, но все это – ради его любимой идеи – сохранить Россию и ее культуру", – подчеркивает литературный критик, писатель Игорь Золотусский.
В октябре Савва Ямщиков отметил юбилей. 70 лет назвал рубежом и уговаривал себя остановиться. Но никак не мог. Только что побывал в Плесе и Суздале, уехал в Псков. А в августе, как обычно, собирался отдохнуть у друзей в Кижах. "Он был неистов во всем. И в дружбе тоже. Он никому не давал пасть духом. Савву называли друзья Савва-Большое гнездо, потому что сколько у него друзей, учеников – никто не знает", – говорит Валентин Лазуткин.
Собирался сделать из стариннейшего Изборска под Псковом – заповедник. Спасал Михайловское и Пушкинские горы. Именно там, на кладбище у храма святого Георгия Ямщиков и будет похоронен. Так он сам завещал.
Савва Васильевич был частым гостем нашей студии, с ним довелось общаться практически каждому ведущему канала "Вести". Регулярно, терпеливо и подробно он рассказывал телезрителям о непростом деле сохранения памятников архитектуры, церквей, старинных фресок и икон – обо всем, что называется нашим национальным достоянием и историей и чему беззаветно служил Савва Ямщиков.
"Без галстука" с Саввой Ямщиковым
Савва Ямщиков: Псков можно сделать второй Флоренцией
Ямщиков: единственное, за что мы не беспокоимся, – могила Гоголя