Группа исследователей из шести университетов США выяснила, что материальная помощь бедным семьям оказывает прямое влияние на развитие мозга детей.
После одного года ежемесячной денежной помощи у младенцев в семьях с низким доходом чаще проявлялись рисунки мозговой активности, связанные с развитием мышления и обучением.
В этом исследовании измерялась активность мозга среди выборки из 435 годовалых детей, которые участвовали в крупном рандомизированном контролируемом исследовании, известном как "Первые годы ребёнка".
В крупном испытании приняли участие тысяча матерей с низким доходом из послеродовых акушерских отделений в четырёх мегаполисах США: Новом Орлеане, Нью-Йорке, Омахе и Миннеаполисе. Большинство участниц были чернокожими или латиноамериканками.
Вскоре после родов матерям-участницам случайным образом была назначена либо крупная ежемесячная денежная помощь в размере 333 долларов США (около 26 тысяч рублей по текущему курсу), либо номинальное денежное отчисление в размере 20 долларов США (около 1 500 рублей) в месяц. Все средства были предоставлены благотворительными фондами.
Отчисления поступали на дебетовые карты, и матери могли свободно тратить денежные средства по своему усмотрению.
Матери будут получать финансовую помощь до тех пор, пока их детям не исполнится четыре года и четыре месяца.
В новом исследовании описаны первоначальные данные об активности мозга младенцев после первых 12 месяцев материальной помощи.
Исследователям уже много лет известно, что бедность в детстве связана с риском низкой успеваемости в школе, дальнейшего снижения доходов и ухудшения здоровья. Бедность также связана с различиями в развитии мозга детей из семей с разным социальным статусом.
Однако до сих пор учёные не могли сказать, вызывает ли сама бедность различия в развитии детей или взросление в бедности просто связано с другими факторами, вызывающими эти различия.
Теперь же авторы нового исследования смогли отличить корреляцию от причинно-следственной связи и пришли к выводу, что непосредственное пожертвование денег матерям, живущим в бедности, может привести к изменениям в мозговой активности их младенцев.
Мозговая активность измерялась с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) — записи электрических сигналов мозга.
Прошлые исследования связывали высокочастотную активность мозга с развитием мышления и обучения.
В работе сообщается, что у младенцев, матери которых получали 333 доллара в месяц, была более высокочастотная мозговая активность по сравнению с младенцами, матери которых получали 20 долларов в месяц.
Мозговую активность детей измеряли в домашних условиях. Когда в марте 2020 года разразилась пандемия COVID-19, исследователи прекратили сбор данных, что не позволило измерить активность мозга для большой части выборки.
Несмотря на меньший, чем планировалось, размер выборки, авторы работы пишут, что различия "по величине аналогичны тем, о которых сообщалось в [результате] крупномасштабных образовательных мероприятий". Например, сокращение размера класса также положительно сказалось на мозговой активности детей.
Кимберли Ноубл (Kimberly Noble) из Колумбийского университета, ведущий нейробиолог в проекте "Первые годы ребёнка", отмечает, что детский мозг естественным образом адаптируется к новому опыту.
"Любой здоровый мозг формируется в зависимости от окружающей среды и опыта, и мы не говорим, что у какой-то группы мозг "лучше". […] их мозг просто приспособился к изменившимся обстоятельствам" – объясняет Ноубл.
Авторы отмечают, что они ещё не знают, сохранятся ли эти различия с течением времени. Различия в когнитивном или поведенческом развитии детей будут измеряться на будущих этапах исследования.
Точно так же авторы ещё не выяснили, какой именно опыт повлиял на развитие мозга младенцев. Учёные ведут работу по изучению потенциальных механизмов, в том числе того, как матери тратят деньги, и как большее количество денег может повлиять на поведение родителей, семейные отношения и уровень стресса в семье.
Авторы называют результаты этого исследования активности мозга младенцев "беспрецедентными". Они действительно говорят о том, что государственную политику борьбы с бедностью можно и нужно рассматривать как инвестиции в детей, а значит, в будущее государства.
Работа американских исследователей была опубликована в издании PNAS.
Ранее мы писали о том, как специальная школьная программа помогла детям бороться со стрессом и улучшить сон. Также мы рассказывали о том, что на дистанционке школьники получают меньше знаний, а ещё о том, что на успеваемость в школе влияет загрязнённый воздух.
Сообщали мы и о том, что депрессия родителей отражается на структуре мозга их детей.
Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".