Исследователи из США обнаружили, что плохое питание и отсутствие предсказуемой обстановки в доме могут негативно повлиять на развитие важных функций мозга маленьких детей.
Эти функции называют исполнительными. Это когнитивные навыки высшего порядка, которые управляют памятью, вниманием и эмоциональным контролем.
Согласно опросам, которые прошли опекуны, дети в возрасте от 18 месяцев до двух лет, которые ели больше сладкого и обработанных пищевых продуктов, чаще имели трудности с такими процессами, как торможение (важно для концентрации внимания) и рабочая память, а также имели более низкие способности к планированию и организации.
В опросах участвовали почти 300 семей. Исследование с их участием ещё продолжается: в ходе него собираются данные о пищевых привычках детей, измнению их веса, социально-эмоциональных навыках и семейных отношениях. Детям в семьях участников было около 6 недель на момент начала исследования.
Аналогичные исследования, изучающие связь между питанием и исполнительными функциями, ранее проводились с детьми старшего возраста и подростками.
Они связывали домашний хаос (в России есть схожий термин "трудная жизненная ситуация") с поведенческими проблемами и трудностями с выполнением задач, требующих развитой исполнительной функции, такими как способность сосредотачиваться и контролировать свои эмоции.
Новое же исследование впервые было сосредоточено на детях в возрасте от 18 месяцев до двух лет: именно в этот период жизни у них развиваются эти жизненно важные навыки. Тогда же пищевые привычки и домашняя обстановка могут играть ключевую роль в развитии психики.
В результате учёные увидели связь между потреблением сладких закусок-снэков и обработанных (окрашенных, ароматизированных и так далее) продуктов и низким уровнем определённых умственных показателей, включая эмоциональный контроль, торможение, планирование и навыки организации.
Даже в столь нежном возрасте мозг детей уже готовится к многоуровневой, сложной деятельности, и на эти навыки может повлиять самая обыкновенная диета.
Команда авторов выдвинула гипотезу, что в более спокойных домохозяйствах с предсказуемым распорядком дня влияние плохого питания на исполнительную функцию детей может быть ниже. Положительное влияние спокойной и предсказуемой домашней обстановки должно было, по идее учёных, "обнулить" вред сладостей.
Но вместо того, чтобы смягчать взаимосвязь между исполнительной функцией и потреблением пищи, как предполагала команда, домашний хаос имел совершенно отдельную связь с когнитивными навыками детей.
Чтобы смягчить потенциальное негативное воздействие на когнитивные навыки детей, авторы предлагают разработать программы профилактики, сосредоточенные на мероприятиях помощи родителям в переходе к здоровому распорядку дня и ограничению потребления готовых закусок и прочей нездоровой пищи детьми.
Чтобы лучше понять связи, обнаруженные в текущем исследовании, и изучить, как они сохраняются или развиваются по мере взросления детей, авторы работы планируют продолжить исследование с теми же семьями и их детьми, которым сейчас 5-6 лет.
Но также, по словам исследователей, необходимы дополнительные исследования с разными расовыми, этническими и социальными группами населения, а также долгосрочные проекты и дополнительные эксперименты. Лишь тогда можно будет сделать выводы о причинно-следственных связях.
Исследование вышло в издании Nutrients 12 декабря 2021 года.
Ранее мы рассказывали о том, как финансовая поддержка помогает развитию младенцев из малоимущих семей.
Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".