Вторые сутки в блогосфере обсуждают фотографии, которые появились в Сети 10 мая и спровоцировали грандиозный скандал. Это произошло через сутки после того, как 9 мая "Бессмертный полк" — сотни тысяч людей с портретами своих воевавших родственников — прошли по улицам Москвы и некоторых других городов России и мира.
Оппозиция проморгала "Бессмертный полк"
Такого единения еще не было. Это мнение не только экспертов-политологов и социологов, но и тех людей, кто непосредственно принимал участие в этой акции. Зарегистрированы на сайте были около 200 тысяч людей, однако в реальности в "Бессмертном полку" прошли только в Москве около полумиллиона участников.
Однако примерно через сутки в Интернете вдруг стали появляться фотографии, которые (по задумке тех, кто их вбрасывал в Сеть) должны были свидетельствовать о том, что якобы и тут "не обошлось без административного ресурса", а для некоторых участие в шествии было "фикцией". В частности, распространялись "фото" георгиевских ленточек в мусорном контейнере и "портретов ветеранов", сваленных в кучу после шествия.
Правда, практически сразу и те, кто лично принимал участие в "Бессмертном полку", и некоторые журналисты, и блогеры заподозрили, что эти фото — постановочные. Одним из тех, кто провел расследование и опубликовал в своем блоге его результаты, был журналист Олег Лурье.
Его пост "Бессмертный полк". Технология фейков и большие деньги" вторые сутки лидирует по просмотрам в топе ЖЖ. Он собрал множество комментариев людей, которые возмущены информационным вбросом с целью очернить акцию, на которую люди шли по зову души. Многие прямо пишут, что этими псевдо-разоблачениями им просто "плюнули в душу".
Другие интернет-пользователи (в частности, в ходе дискуссии, которая развернулась на странице Вестей.Ru в "Фейсбуке (запрещена в РФ)" (запрещена в РФ)) предполагают, что плакаты действительно могли быть оставлены на тротуарах "недалекими волонтерами", которым доверили нести портреты ветеранов, чьи родственники не могли пойти на шествие сами. Однако, недоумевают комментаторы, зачем нужно было в соцсетях "гнать волну", оскорбляя подозрениями в "разнарядке" людей, которые вышли на акцию искренне, по велению души?
Обсуждению этого скандала была посвящена и часть утренней программы "Полный контакт" с Владимиром Соловьевым и Анной Шафран на радио "Вести ФМ".
Технология создания фейков
"Дело в том, что эта публика (оппозиция), а точнее, ее кураторы, откровенно проморгали "Бессмертный полк" и никак не ожидали такого вот эффекта", — считает Олег Лурье.
Именно поэтому через сутки после 9 мая, по мнению журналиста, началась подготовленная и спланированная в соцсетях акция по "развенчиванию и очернению "Бессмертного полка" с целью убедить население в том, что это "очередное пропагандистское, принудительное мероприятия российской власти".
"Предположительно, это цитата из "Технического задания", спущенного российской оппозиции сразу же после 9-го мая. Денег тоже выделили. По моей информации, на экстренную информационную войну с "Бессмертным полком" было в срочном порядке выделено и оперативно потрачено около восьми миллионов рублей", – пишет Олег Лурье в своем ЖЖ.
Далее он по пунктам рассказывает о том, на что пошли эти деньги, и раскрывает технологию фейков — в частности, на примере "фотографии", где якобы "портреты ветеранов" после шествия кидали прямо на тротуары.
"Делается все очень просто и поэтому так примитивно. За несколько часов изготавливаются одинаковые деревянные рамки и в них крепятся фотографии, сделанные на принтере. Заметьте, везде одинаковые логотипы, основа и размеры. Причем, на фейке №2 (см. фото выше) организаторы провокации даже не удосужились придумать хоть какие-то необычные имена и фамилии, чтобы было более правдоподобно. Фантазии никакой. Ограничились Ивановым, Бирюковой и (внимание!) Карауловым (…) После чего находят малопосещаемое место и на несколько минут сваливают собственные произведения в виде плакатов в кучу. Два-три снимка с разных ракурсов — и фальшивка готова, – отмечает Олег Лурье. — Они так безграмотно это лепили, что даже не удосужились сообщить людям, размещающим этот фейк в Сети, о том, что "информацию" надо ставить хотя бы в разное время и с разным текстом. Эти фото появились практически одновременно и с одним и тем же "разъяснением".
Кто заказал расстрел "Бессмертного полка"?
Интересно и то, что, по словам Лурье, вскоре после того, как текст о технологии фейков появился в его блоге, журналист получил предложение от некоего рекламного агентства "Звезды Москвы". В письме содержалось предложение разместить в ЖЖ Лурье рекламную статью. В процессе переписки с заказчиками выяснилось, что они предлагают журналисту деньги за то, чтобы статья, развенчивающая технологию фейков, была бы удалена, точнее, заменена на другую. За нее блогеру и предлагали деньги.
Примечательно и то, что обнаружить координаты "рекламного агентства" с таким названием в Интернете не удалось. Так что кто конкретно предлагал, по сути, удалить из Интернета расследование журналиста, осталось неизвестным.
Между тем, Олег Лурье, который уже долгие годы занимается расследованиями, в комментарии Вестям.Ru заявил: информацию о том, что на очернение в соцсетях акции "Бессмертный полк" было выделено 8 миллионов рублей, он получил из источников "внутри оппозиции".
При этом журналист заявил, что, по его сведениям, финансирование этих фейк-атак на "Бессмертный полк" взяли на себя структуры Михаила Ходорковского.
"У них же внутри оппозиционной тусовки ничего не держится – их разрывает от информативности, а бесплатно, даже ради своих идей, они ничего не ставят. Насколько мне стало известно, сумму около 8 миллионов рублей на эту акцию выделили структуры Михаила Ходорковского", — говорит Олег Лурье.
На вопрос, зачем было так тратиться, журналист отвечает: "Как зачем? Ведь акция "Бессмертный полк" стала для них (оппозиции) очень сильным ударом. Она сбила все их планы. Они нацеливались на "уничижение" значения самого парада (накануне 9 мая активно распространялась информация о "заглохшем" на репетиции танке "Армата") и вдруг на фоне этого – потрясающей, невероятной силы акция "Бессмертный полк". Конечно, они не были к такому готовы".
Олег Лурье также пообещал, что не намерен оставлять эту тему и продолжит расследование, чтобы узнать: кто конкретно стоял за информационными вбросами последних дней и их финансированием.
Латвийский журналист: "Такой истерики не наблюдал даже после присоединения Крыма"
Свой разбор интернет-фейков после акции "Бессмертный полк" в Москве провел и журналист из Латвии – главный редактор популярного интернет-ресурса IMHO-club Юрий Алексеев.
При этом журналист из Латвии в своей статье под заголовком "Скрежещут! В бессильной злобе…" отмечает: "После фантастически яркого и сильного праздника 9 мая с большим интересом ждал реакцию русофобских СМИ и блогеров. Они – лучший индикатор качества мероприятия. Чем злобнее их последующие статьи, тем удачнее, значит, получилось…"
"Такой истерики я не наблюдал ни после сочинской Олимпиады, ни даже после присоединения Крыма. Скажу больше: они были явно не готовы. Ожидали увидеть 9 мая скучное казенное мероприятие в несколько тысяч дежурных ходоков с плакатами, чтобы потом вяло позубоскалить на "очередную показуху путинских идеологов", — пишет Алексеев. — Но двадцать миллионов настоящих честных демонстрантов по всей России и за ее рубежами не ожидал никто, я думаю, даже сами организаторы марша "Бессмертного полка". Вот тут уж – никак нельзя свалить на "подтасовки", проплаченных "титушек" и прочее. Достаточно было взглянуть на лица людей, принявших участие в акции, чтобы это понять".
Далее латвийский журналист проводит свой разбор "фейк-полётов", и его мнение по поводу того, как и зачем это делалось, во многом сходится с мнением Олега Лурье. При этом Юрий Алексеев также приводит вбросы и фейковые фотографии, которые аналогичным образом используют в Латвии для того, чтобы очернить акции русскоязычных граждан страны, в частности, на День Победы.
Прокуратуру просят проверить фото с выброшенными плакатами
Днем 12 мая стало известно, что председатель совета межрегионального историко-патриотического движения "Бессмертный полк" Сергей Лапенков направил в Генпрокуратуру и прокуратуру Москвы обращение с просьбой дать правовую оценку размещенным в интернете фотографиям, на которых видны выброшенные плакаты с изображениями ветеранов Великой Отечественной войны.
"Есть основания полагать, что эти действия попадают под статью "Публичное оскорбление символов воинской славы России" УК РФ, так как на плакатах есть георгиевская ленточка", — сказал Лапенков.
По его мнению, есть три версии возникновения фотографий с выброшенными плакатами: это были постановочные фотографии; плакаты выбросили волонтеры, за которыми недосмотрели организаторы, или же их выкинули студенты, которых "нагнали" для массовости".