В Дорогомиловском суде Москвы вынесен приговор по делу о крупнейшей в истории столичного метро аварии: в июле 2014 года в результате крушения трех вагонов на Арбатско-Покровской линии погибли 24 человека. Четверо подсудимых были признаны судом виновными в этой трагедии и получили от 5,5 до 6 лет лишения свободы.
Все дело в металлической проволоке: она должна была закрепить рельсы, но порвалась, не выдержав нагрузки. Отвечать придется людям, которых сегодня судили. Телеоператоры наперебой рвутся зайти в зал и снять главных фигурантов уголовного дела о катастрофе в столичной подземке. Это дорожный мастер подземки Валерий Башкатов, его помощник Юрий Гордов, заместитель начальника дистанции капитального ремонта Московского метрополитена Андрей Трофимов и директор по производству субподрядной организации "Спецтехреконструкция" Анатолий Круглов. Свой вердикт судья огласит без журналистов.
Телеоператоров просят удалиться. В зале останутся только подсудимые, гособвинитель, адвокаты и родственники погибших в той катастрофе. Журналисты следят за трансляцией из другого зала. Родственники подсудимых тоже пришли на заседание. Но разговаривать с прессой не стали.
Они сидели на одной скамье с пострадавшими. Во время перерыва держались отстраненно. Общались только между собой. Им уже было известно, что подсудимые признаны виновными. Катастрофа в столичной подземке произошла 25 июля 2014 года. 8 часов 35 минут, час-пик. Арбатско-покровская линия. Двери закрываются на "Парке Победы". Следующая – "Славянский бульвар". В темном, несущемся мимо окон на скорости 70 километров в час тоннеле, — скрежет тормозов, три вагона сходят с рельсов. Тех, кто мог идти, выводили по туннелю. Освещая путь фонариками, люди пробирались к выходу. Тяжелораненых выносили спасатели.
Валерий Таганов очнулся под вагоном, не чувствуя ног. 9 месяцев он провел по больницам, прикованный к инвалидному креслу. За этот год следствие детально изучило причины аварии. Крушение произошло именно в том месте, где от основного пути отходила ветка в направлении строящейся Калининско-Солнцевской линии. Как раз в ночь перед аварией там проводили ремонтные работы. Руководство метрополитена для выполнения этих работ наняло субподрядчика "Спецтехреконструкцию" (директор — Анатолий Круглов, он — в полосатом джемпере). Так как у компании нет необходимого штата специалистов, обратились к действующим сотрудникам метро — Башкатову, Гордову и Трофимову, предложив им шабашку. Так как работы проходили только ночью, ремонтники не успели зафиксировать рельсы тягами, закрепили проволокой.
"Фото-видео-техническая судебная экспертиза позволила установить отсутствие посторонних предметов перед электропоездом, а также начавшееся изменение первоначального положения остряка стрелочного перевода, что свидетельствует о произошедшем разрыве проволоки, установленной вместо штатного крепления, и подтверждает версию экспертов-железнодорожников", — констатировал руководитель управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
Рамиль Намазов из зала суда выходит расстроенный. В июле 2014 года он был в том поезде, который потерпел крушение. Ехал во втором вагоне. Вдруг — резкий толчок, визг тормозов. Рамиль от удара потерял сознание. Пришел в себя, когда вокруг суетились спасатели, пытаясь спасти еще живых. 24 погибших, больше 150 пострадавших. Виновные даже не раскаялись.
Суд признал их виновными и отправил в колонию общего режима: Гордова — на 6 лет, Башкатова, Круглова и Трофимова — на 5,5. Но это же не конец: на подходе — еще одно уголовное дело, фигурантами которого стали еще шестеро сотрудников столичного метро.