15 июля исполняется ровно год со дня крупнейшей техногенной катастрофы в столичном метро. В этот день в 2014 году в полдевятого утра на перегоне между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар" на скорости сошли с рельсов три вагона поезда. Погибли 24 человека, более 180 пассажиров получили травмы. Причиной аварии стали нарушения техники безопасности при путевых работах. На прошлой неделе начался судебный процесс по этому делу. На скамье подсудимых — четверо обвиняемых.
Со дня трагедии в московском метро прошел год, но события того дня фельдшер скорой помощи Андрей Трофимов помнит с точностью до минуты. Заступил на смену в 8 часов. А в 8 часов 40 минут в диспетчерскую поступил звонок о задымлении в подземке. Через 10 минут его бригада была на станции "Парк Победы", а еще через 5 — они везли пострадавшую в аварии женщину с переломом позвоночника в ближайшую больницу.
"Со стороны медицинского персонала спокойно работали. Если панику еще среди медицинского персонала создавать, то из этого ничего не получится. А по поводу окружающих я не скажу, что была паника: довольно много помогали мужчины эвакуировать, и возле метро помогали, кому плохо", — вспоминает фельдшер специализированной выездной бригады скорой помощи Андрей Трофимов.
Когда прибывшие на место спасатели увидели, что ситуация серьезнее обычного задымления, группировка служб экстренного реагирования была резко увеличена. К месту ЧП со всей Москвы было отправлено 120 машин скорой помощи. Быстро пропустить такой поток машин не смог даже широкий Кутузовский проспект, на котором в это время стали образовываться пробки. Тогда в небо была поднята санитарная авиация.
Это была самая масштабная спасательная операция в Москве с использованием вертолетов. Перед Триумфальной аркой одновременно садилось по 8 винтокрылых машин, в том числе и тяжелого класса — Ми -8 и Ка-32, которые могли брать на борт сразу несколько пострадавших.
"Большое скопление автомашин скорой помощи на такой трассе как Кутузовской проспект вызывают некие затруднения в движении. И вертолетная служба оказала неоценимую услугу. Это еще раз доказывает, что она необходима в таком мегаполисе как Москва", — подчеркивает заведующий отделом оперативного медико-информационного обеспечения научно-практического центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения Москвы Сергей Гуменюк.
Движение было. Но проще больных было эвакуировать в течение "золотого часа" в стационар на вертолете.
Правило "золотого часа" гласит: чем раньше пациент получает медицинскую помощь, тем больше у него шансов на выздоровление. И врачи клинической больницы имени Иноземцева доказали его на практике.
Владимира Олейникова доставили в больницу в течение 7 минут. У него оказалась тяжелая травма лица — челюсть была раздроблена и фактически вдавлена внутрь. Благодаря новейшему медицинскому оборудованию и 3D-технологиям, врачи провели уникальную операцию по вживлению имплантат через микроскопические разрезы, от которых сейчас даже не осталось и следа.
"Это образовавшийся дефект, который мы устраняем с помощью специальной титановой сетки с тефлоновым покрытием. Прошел год, и она заросла полностью костной тканью", — констатируют врачи.
Раны на лице затянулись, но психологическая травма осталась.
За этот год он дважды пытался спускаться в метро, но от стука колес ему становилось плохо.
В день трагедии Владимир возвращался с ночной смены домой. На следующей станции должен был уже выходить, но внезапно в вагоне погас свет.
"Я не ощущал ни боли, ничего. Только чувствовал, что что-то теплое по лицу течет. У меня телефон остался в руках – музыку слушал и переключал, подсветил. Увидел, что все руки у меня в крови, и сразу понял, что что-то жуткое произошло, — говорит пострадавший в аварии Владимир Олейников. — Спасатели прибыли на место через 7 минут. Начало работать оборудование. Стало легче, что уже помогают людям. Меня достали и подняли на носилках на поверхность".
В результате схода поезда с рельс ранения получили 129 человек. Все они были доставлены в первую очередь в ближайшие городские больницы, а те, кому потребовалась специализированная помощь, лечение и реабилитацию проходили в профильных институтах и медицинских центрах.
Опираясь на опыт оказания экстренной медицинской помощи во время трагедии в метро, московское правительство в этом году приобрело еще два вертолета санитарной авиации. Один из этих вертолетов будет базироваться в Зеленограде, а другой на авиабазе в Остафьево. Он будет обслуживать территорию Новой Москвы.