Тема:

Авария в метро 8 лет назад

От поезда осталась груда металла: следователи подозревают стрелочников

Основная версия крушения поезда в московском метро – неисправность путевой стрелки. Поезд мог сойти с рельсов из-за того, что механизм закрепили не по правилам. Сейчас опрашивают рабочих метрополитена. Уже задержаны двое подозреваемых – дорожный мастер службы пути и его помощник.

Основная версия крушения поезда в московском метро — неисправность путевой стрелки. Поезд мог сойти с рельсов из-за того, что механизм закрепили не по правилам — проволокой, которая могла порваться. Сейчас опрашивают рабочих метрополитена. Уже задержаны двое подозреваемых — дорожный мастер службы пути и его помощник.

От платформы "Парка Победы" в 8:38 поезд отправился на свой последний перегон. От катастрофы его отделяло несколько мгновений. Состав даже не успел набрать скорость. Он отъехал вглубь тоннеля всего на 150 метров. Наверняка грохот удара слышали те, кто остался на платформе. Кто, как всегда в утренний час-пик, спешил вбежать в последний вагон, но опоздал — и остался жив. Идем по шпалам в сторону поезда. Путь занимает всего полторы минуты.

Это последний, но не хвостовой вагон поезда. Последний и предпоследний вагоны остались на рельсах, их отцепили и отбуксировали к станции. А этот вагон сошел с рельсов, его передняя тележка слетела.

Отцепленные вагоны стоят возле платформы. Они опечатаны. На первый взгляд, они не пострадали. Но на корпусах и на сцепных устройствах все же видны следы повреждений. C ними следователи и технические эксперты тоже работают.

Остальные пять вагонов, которые застряли в тоннеле, надо как можно скорее отбуксировать, чтобы освободить ветку. Рабочие метрополитена пытаются поднять их с помощью домкрата и перенести на рельсы. Пятый, четвертый и, возможно, третий вагоны хотя бы сохранили геометрию и их можно транспортировать по путям. Четвертый вагон слетел с рельсов. Третий вагон слетел с задней тележки. Она тоже сошла с рельсов, переднюю тележку вывернуло.

Вот та самая злополучная стрелка, после которой состав полетел прямо в бетонное ограждение тоннеля. Второй вагон налетает на первый и его ломает пополам ровно посредине. И он наваливается на первый вагон грудой искореженного металла.

Одна из версий, которую рассматривают следователи, касается именно несанкционированного срабатывания стрелки. В этом месте установлен стрелочный переход для организации ответвления на строящуюся ветку.

Направление движения регулируется элементом, который называется остряк. Они устанавливаются по одному — на каждом рельсе. Даже если стрелочный перевод недействующий, подвижные элементы всё равно устанавливаются, так как стрелка с завода поступает уже в собранном виде. Единственное, к ней не были подведены рельсы, которые уводят в тупик.

Стрелка должна была находиться в закрытом положении, заблокирована специальным устройством и опечатана. Если все эти предосторожности не были предприняты, то, например, от вибрации, вызванной поездами, стрелка могла сдвинуться. Если остряки по какой-то причине сработали и перевелись на тупик, или, например, левый остряк был неплотно прижат, то он мог сработать как трамплин.

В этом месте тоннель делится на две галереи: основная, действующая, направляется в сторону станции "Славянский бульвар", вторая — строящаяся Солнцевской линии. Поезд врезается в бетонное ограждение, которое делит эти две галереи. Лобовое столкновение. От кабины машиниста практически ничего не осталось. Вообще, удивительно, как машинист еще смог выжить.

Стрелочная версия уже нашла подтверждение. Сообщается, что уже задержан помощник дорожного мастера 3-й дистанции Службы пути. Он должен был проверить правильность установки стрелочного механизма на пути после ремонта. Сотрудник метро на первом же допросе признался следователям в том, что состояние стрелки не проверял.

Первая бетонная опора, в которую врезался поезд, после удара оказалась практически в середине вагона. Поезд продолжал двигаться по инерции, как бы обтекая железом бетон. Затем вторая опора. На кадрах можно видеть, какой силы был удар.

Применить экстренное торможение машинист просто не успел. Стрелка находится всего в 30 метрах от разделительной опоры. Это расстояние поезд преодолел за две с половиной секунды.

Всю минувшую ночь рабочие резали на части разрушенные вагоны — первый и второй. Следователи, наконец-то, смогли добраться до самописцев, которые вели видео- и аудиозапись на маршруте следования. Судя по состоянию приборов, они не повреждены, и информация, полученная с них, может помочь в установлении причин катастрофы.