Тема:

Авария в метро 8 лет назад

Катастрофа в метро: в Москве траур, следователи ищут причину аварии


ТАСС


ТАСС


ТАСС


ТАСС


ТАСС


ТАСС

В Москве траур. Катастрофа в метро на перегоне между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар" унесла жизни 23-х человек. В столице приспущены флаги, отменены развлекательные мероприятия. Следствие представило главную версию аварии — стрелка на путях была закреплена обычной проволокой.

В Москве траур. Катастрофа в метро на перегоне между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар" унесла жизни 23-х человек. В столице приспущены флаги, отменены развлекательные мероприятия. Спектакли в театрах начались с минуты молчания. Тишина и в московских парках. Там выключили музыку, которая обычно играет в зонах отдыха. Следствие представило главную версию аварии — стрелка на путях была закреплена обычной проволокой. Задержаны и допрошены первые подозреваемые.

К вестибюлям станций "Парк Победы" и "Славянский бульвар", в тоннеле между которыми накануне поезд сошел с рельсов, люди несут цветы. Зажигают свечи. Москва скорбит по жертвам той страшной катастрофы. К месту трагедии сегодня снова приезжает Сергей Собянин. В память о погибших мэр Москвы возлагает красные розы на парапет у входа в метро. Собянин сообщает, что восстановительные работы в тоннеле Арбатско-Покровской линии продолжатся до вечера четверга и движение поездов возобновится только в пятницу утром. Говоря о версиях произошедшего, мэр сообщает, что выводы независимой городской комиссии во многом совпадают с выводами следствия.

Сегодня же, чуть ранее, официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин сообщает о задержании сотрудников Метрополитена, которые должны были контролировать состояние стрелочного перевода. "Это старший дорожный мастер службы пути "Московского метрополитена" Валерий Башкатов и помощник дорожного мастера пути Юрий Гордов. По данным следствия, они имели непосредственное отношении к работам по укладке стрелочного перевода нового участка пути, который как раз располагается между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар".

Так вот, эти работы были проведены с грубейшими нарушениями. В частности, стрелочный механизм был зафиксирован обычной трехмиллиметровой проволокой, обрыв которой и стал, по предварительной версии следствия, причиной этой трагедии. Задержанных уже допросили. В ближайшее время следствие предъявит им обвинение и изберет меру пресечения. Кроме того, как заявил Маркин, круг подозреваемых по уголовному делу будет расширяться. Есть вопросы к непосредственным начальникам задержанных путейцев, а также к контролирующим службам.

Стрелочная версия — приоритетная. И о том, что причиной катастрофы стала именно неисправная стрелка, говорит и картина разрушений, которые мы увидели, когда спустились в подземку. От платформы "Парка Победы" в 8 часов 38 минут поезд отправился на свой последний перегон. От катастрофы его отделяло несколько мгновений. Состав отъехал в глубь тоннеля всего на 150 метров. Наверняка грохот удара слышали те, кто остался на платформе. Кто, как всегда в утренний час пик, спешил вбежать в последний вагон, но опоздал... Путь по шпалам до места катастрофы занимает всего полторы минуты.

Рабочие метрополитена пытаются поднять с помощью домкрата и перенести на рельс пятый, четвертый и, возможно, третий вагоны. Они хотя бы сохранили геометрию и их можно транспортировать по путям. С этой точки виден весь масштаб разрушений. Четвертый вагон слетел с рельсов. Третий вагон слетел с задней тележки. Она тоже сошла с рельсов. Переднюю тележку вывернуло. А это — та самая злополучная стрелка, после которой состав полетел прямо в бетонное ограждение тоннеля. Второй вагон налетает на первый и его ломает пополам ровно посередине. И он наваливается на первый вагон грудой искореженного металла.

В этом месте установлен стрелочный перевод. Для организации ответвления на строящуюся ветку. Направление движения регулируется элементом, который называется остряк. Они устанавливаются по одному на каждом рельсе. Стрелочный перевод в тоннеле возле "Парка Победы", по сути, не нужен — ведь боковой путь недействующий. Он ведет в тупик. И там даже не уложены рельсы.

В этом месте метро тоннель делится на две галереи. Это основная, действующая, которая направляется в сторону станции "Славянский Бульвар". А рядом — строящаяся, Солнцевской линии. Поезд врезается ровно в бетонное ограждение, которое делит эти две галереи. Лобовое столкновение. Бетонная опора просто разрезала первый вагон. После удара она оказалась практически в середине вагона. Поезд продолжал двигаться по инерции, как бы обтекая железом бетон. Здесь вторая опора и можно видеть, какой силы был удар.

Применить экстренное торможение машинист просто не успел. Стрелка находится всего в метрах 30 от разделительной опоры. Это расстояние поезд преодолел за две с половиной секунды. Чем опасна неисправная стрелка, нам объяснили специалисты Университета путей сообщения. На натурном стенде. Это остряки стрелочного перевода. Левый и правый. Именно они определяют направление движения поезда. Крепятся остряки к рельсу двумя способами. Струбциной или закладкой, которая в свою очередь фиксируется замком, через ушки. На той самой стрелке на станции "Парк Победы" либо не было струбцины, либо закладка не была закреплена должным образом. Вместо замка — тонкая проволока. От вибрации ее могло откинуть, и остряки пришли в движение.

А дальше — или колесная пара налетает на торчащий остряк и вагон подбрасывает вверх, или ребром взрезает стрелку и сходит с рельсов. В любом случае, на самой стрелке, на рельсах и на болтах крепления должны были остаться следы от колеса. Если всё было именно так, экспертам и следователям не составит труда их обнаружить.