Двадцать погибших и более 160 пострадавших — в результате сегодняшней аварии в московском метро. Что стало причиной схода вагонов, сейчас выясняют следователи, назначен целый ряд экспертиз. Но все версии, так или иначе, сводятся к технической неисправности — путей, полотна или вагона. Хронологию трагических событий этого утра восстановил Роберт Францев.
Десятки погибших и сотни раненых – это уже не сбой в работе, не происшествие, не несчастный случай, это преступление. А у любого преступления должен быть состав, должно быть расследование, виновники и суд – это то, что совершенно очевидно уже сейчас.
В остальном, в трагедии, что случилась глубоко под землей — в тоннеле московского метрополитена – по-прежнему больше вопросов. Несколько вагонов поезда сошли с рельсов на переезде буквально в нескольких сотнях метров от станции "Славянский бульвар". По меньшей мере, один из них фактически превратился в груду металла, внутри оказались зажаты люди.
В МЧС информация о резком торможении поезда на перегоне между станциями "Славянский бульвар" и "Парк Победы" поступила от очевидца в 8 часов и 39 минут. В 8:45 — на место прибыли подразделения спасателей. Они установили, что состав не просто резко остановился – произошла настоящая авария. Началась эвакуация. Уже затем — спустя примерно еще час — спасатели сумели разблокировать искореженный вагон.
Судя по рассказам очевидцев – все это выглядело так, как будто состав, или, по крайней мере, его часть, на полном ходу врезался в стену, разделяющую два тоннеля.
Возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение требований в области транспортной безопасности". Сейчас решается вопрос о проведении необходимых экспертиз. Предусмотренное наказание — принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до семи лет. Это то, что касается юридической части. Теперь непосредственно к причинам трагедии.
Вот основные версии того, что же послужило причиной аварии. Самая первая версия — ее озвучили в МЧС — резкое снятие напряжения и ложное срабатывание аварийной сигнализации. После чего последовала резкая остановка электропоезда. Однако Московская электросетевая компания (МОЭСК) эту версию опровергла. По заявлению компании, вся энергосистема столицы работала в штатном режиме и нарушений в электроснабжении метрополитена не зафиксировано.
А вот еще совершенно другой подход. По заявлениям экспертов, причиной ЧП могла стать неисправность стрелочного перевода. Проще говоря, сбой стрелки на путях. Якобы накануне как раз на данном участке производились ремонтные работы. Но что-то пошло не так — и то ли из-за ошибки рабочих, то ли из-за скачка напряжения стрелка в момент аварии не успела встать в нужное положение. Состав свернул не туда и врезался в бетонную стену.
Среди других возможных причин — уже неисправность не полотна, а самого поезда. Авария могла произойти из-за механического повреждения узла крепления колесной тележки с корпусом состава. После отрыва тележки вагоны вышли за габариты тоннеля и несколько раз врезались в тюбинг. Это объясняет, почему состав так сильно деформирован.
Арбатско-Покровская линия метро — одна из старейших в Москве. Первый участок был открыт тринадцатого марта 1938 года. Плюс ко всему — это и самая протяженная линия всего Московского метрополитена. С востока на северо-запад через самый центр города – 45 с небольшим километров. Всего 22 станции. Среднесуточный пассажиропоток – 733 тысячи человек в сутки.
Авария произошла буквально в 200 метрах от станции "Славянский бульвар". Расстояние между двумя станциями – "Парк Победы" и "Славянский бульвар" — 3303 метра. Станция "Славянский бульвар" — открыта седьмого сентября 2007 года. Достаточно современный и сам участок ветки — "Парк Победы" — "Кунцевская". Его открытие состоялось в январе 2008 года.
Впрочем, часть экспертов считает, что смотреть нужно не на то, когда открываются станции и переезды, а на то, какое оборудование там используется. И вот здесь Московскому метрополитену не достает открытого технического аудита.
По Арбатско-Покровской линии ходят одни из самых современных поездов московской подземки. Пятивагонные составы типа "Русич". Это достаточно новые поезда. Делятся они на две серии: 81-740.1/81-741.1 и 81-740.4/81-741.4. Первые начали вводиться в эксплуатацию с 2006 года, вторые –в 2009 году. Производит вагоны завод "Метровагонмаш" в подмосковных Мытищах. Средний срок службы таких вагонов – порядка 30 лет.
Вот еще немного о технических характеристиках. Длина вагона — 28,1 метра. Ширина – 2,7 метра. Высота – 3,5 метра. Максимальная вместимость: до 370 человек. Общая масса пассажиров при максимальной загрузке составляет 24 тонны. Максимальная скорость – 90 км/ч. Ускорение при торможении 1,1 м/с².
"Метровагонмаш" не будет комментировать ситуацию до окончания работы следователей, сообщили в пресс-службе завода. Также там отказались рассказать, проходят ли вагоны краш-тесты на подобии автомобильных.
Но, судя по общению с российскими экспертами, у нас краш-тесты не входят в список обязательных требований к электропоездам. Дескать, процедура эта сложная и дорогостоящая. На такую роскошь пассажиры московского метро рассчитывать не могут. Зато все пострадавшие могут рассчитывать на компенсацию.
Выплаты от правительства Москвы: семьям погибших — один миллион рублей, пострадавшим — 500 тысяч рублей. Плюс компенсации согласно федеральному закону обязан выплатить и московский метрополитен. Они составят два миллиона рублей семьям погибших и до одного миллиона рублей раненым в зависимости от степени тяжести полученных травм.