Межгосударственный авиационный комитет обнародовал первые данные о крушении авиалайнера компании UTair под Тюменью. Они основаны на расшифровке записей бортовых самописцев. Установлено, что после взлета самолет набрал высоту около 200 метров, затем накренился на правый борт и лег на левое крыло. В момент столкновения с землей крен составлял больше 50 градусов. При этом двигатели самолета работали до самого момента столкновения с землей.
Основной версией крушения Следственный комитет называет техническую неисправность самолета. Впрочем, как пишут некоторые СМИ, авиакатастрофа могла стать результатом политики авиакомпании UTair. Сообщается, что техобслуживание самолеты компании проходят за рубежом, а российский персонал занимается лишь предполетным обслуживанием. При этом российские специалисты имеют недостаточную квалификацию для того, чтобы найти и устранить серьезные дефекты. Ранее сообщалось также, что причиной крушения лайнера ATR-72 стало обледенение. Экипаж перед вылетом принял решение не обрабатывать корпус самолета специальной жидкостью.
Однако решение о применении этой антиобледенительной жидкости командир экипажа принимает в зависимости от погоды. По одним данным, при вылете ATR-72 из аэропорта Рощино погода была спокойная, осадков не было. По другим данным, шел сильный ливневый снег и температура воздуха была отрицательной.
По словам гендиректора компании UTair Андрея Мартиросова, если корпус самолета не обрабатывался, то необходимо выяснить, почему. "Все средства для проведения этой обработки были, все самолеты достаточно серьезно обрабатывались перед вылетом. Машина с антиобледенительной жидкостью находилась около самолета. Остается выяснить, была ли обработка, в каком объеме и если не было, то почему", — заявил он.
По мнению летчика-испытателя, действительного члена Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике Александра Акименкова, самолет действительно мог разбиться из-за обледенения. По его словам, крен самолета возникает в том числе и из-за обмерзания крыла и хвостового оперения, которое вполне могло произойти и на небольшой высоте.
"Происходит нарушение аэродинамики обтекания, в том числе управляемости самолетом. Конечно, можно было бы противодействовать кренению рулем поворота, но я не уверен, что летчики обучены этим действиям. Что касается температуры, то вихреобразование на крыле понижает температуру где-то порядка 3-5 градусов, то есть мы скатываемся в те же самые минусы", — пояснил Акименков в эфире радиостанции "Вести ФМ".
Он рассказал также, что обмерзание может произойти и в том случае, если неэффективно работает противообледенительная система. Это пластины, которые идут по передней кромке крыла. Они разогреваются электричеством или дают импульсные токи, которые сбрасывают лед. "А за этими пластинами идут полости — это на наших самолетах. На ATR, по-моему, только одно электричество", — добавил летчик-испытатель.
Между тем, экспертиза показала, что алкоголя в крови пилотов не было. Жители села Горьковка, которое находится неподалеку, уверены: пилоты пытались сделать все возможное, чтобы самолет не рухнул на их населенный пункт. Лайнер разбился всего в 300 метрах от сельской школы.
В результате катастрофы погиб 31 человек, в том числе все члены экипажа. Врачи продолжают бороться за жизнь 12 человек. Одного из пострадавших спецбортом МЧС доставили в Москву. Тела 13 погибших уже опознаны. По делу о крушении авиалайнера назначена 31 судебно-медицинская экспертиза.
Утром в понедельник самолет ATR-72 вылетел из тюменского аэропорта Рощино. Он направлялся в Сургут. Буквально через 7 минут борт пропал с экранов радаров. Он рухнул в 40 километрах от аэропорта. Самолеты ATR-72-200 авиакомпании UTair до выяснения всех обстоятельств трагедии будут сняты с полетов. С 4 по 6 апреля на территории Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа объявлен траур.