Черные ящики упавшего под Тюменью самолета АТР-72 отправлены в Москву — в лабораторию Межгосударственного авиационного комитета. Ранее эксперты МАК отметили, что самописцы в хорошем состоянии, и на их расшифровку не уйдет много времени. В авиасообществе активно обсуждают тот факт, что АТР-72 изначально не был предназначен для полетов в холодном климате, и неполадки могли быть следствием обледенения корпуса.
Борт BPWZ был построен ровно 20 лет назад. Плановый ремонт прошел всего два месяца назад. И по всем летным нормам считался полностью исправным.
АТР-72 разработали итальянские и французские конструкторы в 89-м. Рассчитан на 74 пассажира. За всю историю этой модели было потеряно 14 машин. 4 случая — это катастрофы из-за обледенения.
Причины тюменской трагедии станут известны только по окончания расследования МАК. Но первые заявления сделал Следственный комитет. В частности, руководитель управления взаимодействия со СМИ СК РФ Владимир Маркин сообщил, что черные ящики в хорошем состоянии, и версия теракта уже исключена.
Авиационные форумы в Интернете разрываются от предположений. Авиаторы пытаются анализировать произошедшее. Основная версия — опять обледенение. Вот, к примеру, что пишет пользователь stuard1: "ATR, в целом, хорошая машина, но для Сибири и Дальнего Востока слабовата. Садиться на грунт не умеет, боится обледенения и т. д. Ближе к Экватору с ней все хорошо. А в северных широтах бывают проблемы. Канада и США давным-давно от нее отказались".
"Пилоты не раз отмечали опасность управлением самолетом при определенных метеоусловиях и возможности их сваливания без предупреждения, из-за склонности крыльев к обледенению при посадке-взлете в облаках при отрицательных температурах", — пишет еще один посетитель авиафорума.
Выжившие пассажиры, наверняка, смогут ответить на вопрос — осматривал ли кто-нибудь их борт. Но командир воздушного судна Сергей Анцин, действительно, решил не обрабатывать самолет антиобледенителем. Об этом сообщают агентства со ссылкой на представителей аэропортовских служб. А ведь минувшей ночью на Тюмень обрушился снегопад с дождем.
"Вот эти температуры около нулевые — это самые мерзкие температуры для авиации, — отмечает заслуженный летчик-испытатель СССР, президент Федерации любителей авиации России Виктор Заболоцкий. — Потому что здесь как раз вот возможно – обледенение, и достаточно мощное обледенение. Особенно если появляются и осадки".
Расследование первых аварий АТР-72 показало, что лед нарастает из-за несовершенства формы крыла. Прежде всего, на элеронах. В таких погодных условиях, которые были в Тюмени, влага могла начать кристаллизоваться еще перед началом разбега, а с увеличением скорости ускорилось бы и налипание снега. За считаные секунды в щели вырастает ледяной бугор. В результате изменяется обтекание профиля, и подъемная сила крыла стремительно падает.
"Удар так пришелся, что фюзеляж разломился пополам, — констатирует заслуженный летчик-испытатель, Герой России Рубен Есаян. – Ну, это случай, это не практика, что вот так он падает, этот самолет, разваливается на две части. Это в зависимости от того как упал, как находился самолет, на нос, на хвост, на крыло. От многих факторов это зависит".
Но против версии обледенения уже вечером выступили в самом "ЮтЭйре. Скорее всего, к катастрофе привела, как это чаще всего и бывает, целая цепь технических ошибок.
"Такого не бывает, чтобы вдруг заклинило рули. И с этим можно бороться. И с этим можно сесть, — уверен заслуженный летчик России, летчик-испытатель Михаил Марков. – И в обледенение можно сесть, даже если отказали все средства, если с этим что-то делать, если бороться. А они, наверняка, боролись".
И даже в такой безвыходной ситуации пилоты старались спасти пассажиров и машину. Завтра командир корабля Сергей Анцин собирался отмечать 28-й день рождения в Сургуте, в кругу друзей.