Создание истребителя пятого поколения - большая победа российского авиастроения, холдинга "Сухой" и Авиационного производственного объединения в Комсомольске-на-Амуре (КНААПО). Об этом заявил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.
"Российские авиастроители подняли в небо новейший в мире самолет-"невидимку". Машина собрана по новым технологиям из композитных материалов. У истребителя очень высокие маневренные возможности, а также возможности по вооружениям, точности стрельбы. Причём половина вооружения размещается в фюзеляже, что никогда прежде не применялось", - отметил он.
Эти и другие новшества, подчеркнул губернатор Хабаровского края, обеспечивают беспрецедентно низкий уровень заметности истребителя. Создание нового перспективного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) пятого поколения - "это большая победа России", добавил Вячеслав Шпорт.
Стоит отметить, что губернатор края дал оценку началу лётных испытаний самолёта проекта Т-50 не как политик, а как профессионал авиастроения. Многие годы он работал на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении (КНААПО), где прошел путь от мастера до главного инженера - технического директора.
"Успех холдинга "Сухой", всех участников программы открывают новый этап в истории отечественного авиастроения", - сказал губернатор Хабаровского края. По его мнению, коллектив КНААПО "оправдал доверие, собрал и поднял на крыло разработанный в КБ "Сухой" сверхманевренный, высокоэффективный истребитель для защиты воздушных рубежей России".
"Страны, которые создают новые самолеты, как правило, работают на основе глубокой кооперации, почти весь авиационный мир работает над такими проектами. У нас же новейший истребитель создан только российскими предприятиями", - подчеркнул Шпорт. Мировая практика показывает, что на испытания новых образцов авиатехники перед запуском в серийное производство отводится примерно 3-4 года. Такие сроки реальны и для начала серийного выпуска ПАК ФА в Комсомольске-на-Амуре.
Уже первый полёт показал соответствие машины расчётным параметрам, надежность работы всех систем на разных режимах. Губернатор сообщил, что консилиумом ведущих российский специалистов авиастроения, которые прибыли в Комсомольск-на-Амуре за несколько дней до первого полёта новой машины, "было принято решение о проведении летных испытаний на серийном заводе в Комсомольске-на-Амуре, и это свидетельство доверия авиастроителям КНААПО, их профессионализма".
"За три дня до первого полета я был свидетелем наземных испытаний на КНААПО, - рассказал Вячеслав Шпорт. - Комиссия экспертов наблюдала за отрывом передней стойки шасси при первых пробежках истребителя и пришла к выводу: для нормального взлета машине достаточно даже трети длины взлётной полосы аэродрома КНААПО".
Эти расчеты и наблюдения полностью подтверждены полетом самолета 29 января.
Дальнейшие испытания Т-50 будут проходить не только в Комсомольске-на-Амуре, но также в ЛИИ имени Громова в подмосковном Жуковском и в Ахтубинске. Это связано с тем, что "обычные серийные аэродромы не располагают оборудованием для испытаний по ряду профилей и параметров", пояснил губернатор.
Губернатор Хабаровского края также подтвердил, что на первом лётном образце истребителя пятого поколения "установлены модернизированные двигатели истребителя семейства Су". "К моменту выхода самолета на серийное производство на ПАК ФА будут устанавливаться новые двигатели", - пообещал он.
"Дальнейшая замена двигателей вписывается в концепцию испытаний. Это нормальная практика. На нынешнем этапе важно было поднять самолет, проверить его аэродинамические и другие возможности", - цитирует Хабаровского губернатора ИТАР-ТАСС.
Конструкторское бюро "Сухого" приподняло завесу секретности и явило миру летающий образец Т-50 ("изделие 701" или "истребитель 21"). ПАК ФА будет способна применять самую широкую номенклатуру вооружений, в первую очередь - высокоточную, что позволит сделать ее очень эффективной для поражения и наземных целей. При этом самолет будет менее заметен во всех диапазонах - оптическом, радиолокационном и инфракрасном. Один из способов достичь этого - разместить вооружение не традиционно на подвеске под фюзеляжем и крыльями, а внутри корпуса машины. За счет возможностей взаимодействия с другими самолетами и наземными станциями ПАК ФА может получать информацию, не включая бортовые радары и другие источники излучения, что сделает его незаметным.
Чтобы повысить незаметность самолета, 8 из 16 точек подвески ракет расположены внутри фюзеляжа. Кроме того, самолет спроектирован с использованием технологий геометрической малозаметности "стелс". ПАК ФА может взлетать и садиться, используя участки ВПП длиной 300-400 метров. Самолет будет развивать скорость до 2,1 тысячи километров в час и совершать перелеты на расстояние до 5,5 тысячи километров. Истребитель также оснащён комплексом дозаправки в воздухе.
Новый российский истребитель-"невидимка" представляет собой моноплан с широко разнесенными двигателями и двумя килями, сильно отклоненными наружу от продольной оси. Внешний вид планера спроектирован с использованием технологий геометрической малозаметности "стелс". Самолет трудно обнаруживается радарами, он обладает малой заметностью в оптическом, инфракрасном диапазонах волн.
Внешний вид самолета позволяет сделать вывод о вероятном наличии объемного отсека вооружений между двигателями. По мнению российских экспертов, проекция нового самолёта напоминает проект малозаметного истребителя YF-23, отвергнутый ВВС США в пользу самолета F-22.
Эксперты подчеркивают его сверхманевренность, мощность бортового вооружения, многофункциональность (способность решать задачи поражения как воздушных, так и наземных целей в любую погоду и время суток). Восемь из 16 точек подвески ракет расположены внутри фюзеляжа. Т-50 может взлетать и садиться, используя участки ВПП длиной 300-400 метров. Самолет будет развивать скорость до 2,1 тысячи километров в час и совершать перелеты на расстояние до 5,5 тысяч километров. Истребитель также оснащён комплексом дозаправки в воздухе.