Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) уже в небе. Истребитель пятого поколения – не просто новый самолет. Это новые агрегаты и приборы, композитные материалы, радиолокационные системы и двигатели, созданные на российских предприятиях.
Су-47 "Беркут" – боевой самолет с обратной стреловидностью крыла. В 90-е годы его по ошибке называли истребителем пятого поколения. Многие страны пытались сделать подобное, но проблему разрушающих нагрузок на крыло смогли решить только в России.
"Это была уникальная работа, но, к сожалению, он не пошел в серию. Тем не менее такой самолет был изготовлен, такого самолета с крылом обратной стреловидности из композита нет ни у кого", – говорит Владимир Викулин, генеральный директор ФГУП "ОНПП "Технология".
"Беркут" существует в единственном экземпляре, это теперь летающая лаборатория для отработки новых технологий. У Су-47 уже нет будущего, однако он дал жизнь другому самолету – истребителю пятого поколения с шифром Т-50.
"Предприятия, входящие в состав корпорации, производят продукцию и комплектующие для самолета пятого поколения – примерно 70% входят в состав самолета ПАК ФА, который совершил первый полет", – рассказывает генеральный директор ГК "Ростехнологии" Сергей Чемезов.
После первого полета заговорили если и не о превосходстве русских самолетов над американскими, то уж точно о паритете в воздухе. Кто кого засечет первым – главный вопрос в современном воздушном бою. Технология невидимки "стелс" означает, что самолет должен излучать как можно меньше тепла и нести на себе минимум металла. Поэтому закрывают сопла и лопатки двигателей, используют композитные материалы.
"На зарубежных прототипах – самолете F-22 Raptor и создаваемом F-35 – композиты нашли широкое применение, больше 40%. И мы уверены, что и в нашем перспективном истребителе применение данных материалов составит не меньшую цифру", – отмечает Николай Выморнов, главный технолог НПК "Композит".
На научно-производственном предприятии "Технология" специально для истребителя пятого поколения разработали новый углепластиковый материал.
"Создали композитную оснастку: это не металлическая оснастка из инваровых сплавов, которая на Западе стоит дорого. Почему из инваровых? Должен быть очень низкий коэффициент термического расширения. А композитная оснастка легкая, соответствует по коэффициенту, и качество изделий на них лучше", – объясняет Владимир Викулин.
В равном бою двух невидимок победит тот, у кого лучше радиолокационная система.
"Если речь идет о том, что сигма наших самолетов и предполагаемого противника в районе метра, то мы сможем эффективно противодействовать таким самолетам, даже выигрывать некоторые дуэльные ситуации", – говорит Владимир Загородний, главный конструктор, начальник отделения НИИП имени В.В.Тихомирова.
Сигма – это показатель незаметности, величина отражения луча от самолета противника. Чем меньше сигма, тем сложнее засечь самолет.
Владимир Загородний с любовью рассматривает детище своего коллектива – радиолокатор для нового истребителя. В нем больше полутора тысяч маленьких приемо-передающих элементов, такую технологию называют АФАР – активная фазированная антенная решетка.
"АФАР – это глаза и уши для самолета, тем более для пятого поколения. Отличается от пассивных антенн тем, что в каждом канале антенны расположены усилители мощности на передачу", – рассказывает Олег Алексеев, заместитель главного конструктора НИИП имени В.В.Тихомирова.
Пассивная антенна управлять лучами не может, для сканирования и сопровождения целей вращается сам локатор. На истребителе пятого поколения локатор неподвижный, ищут и сопровождают цели сами лучи. Если врага засекли, то никакой высший пилотаж уже не поможет, выйти из зоны действия такого локатора крайне сложно. А на Т-50 установят пять радаров – один спереди и два по бокам с фазированными решетками, и пара локаторов дециметрового диапазона в крыльях. Сейчас в НИИ приборостроения имени Тихомирова как раз испытывают режимы сопровождения 20-30 целей. Потенциал у АФАР, говорят разработчики, еще на десятки лет вперед.
"То, что заложено сегодня, я не видел ни в Raptor, ни в F-35", – отмечает Владимир Загородний.
Американский F-22 до появления Т-50 считался непобедимым. Его идеология – быть малозаметным для наземных локаторов. Идеология "суховского" истребителя – засечь Raptor раньше и эффективнее сражаться в ближнем бою. Для улучшения маневренности наш истребитель оснастили новыми двигателями с управляемым вектором тяги.
"У него другая тяга, другие регулировки, применен ряд принципиально других конструктивных решений. Но самое главное – это другая система регулирования", – говорит Илья Федоров, управляющий директор НПО "Сатурн", заместитель генерального директора УК "ОДК".
Новый двигатель НПО "Сатурн" – развитие силового агрегата с индексом 117, это сердце истребителя Су-35. Двигатель пятого поколения еще усовершенствуется, увеличивают ресурс и тягу. Хотя уже в первом полете Т-50 показал свою мощность – взлет был почти вертикальный. И уже сейчас истребитель готов выйти на сверхзвуковые скорости без форсажа.
"Этот самолет может выходить на такой режим в процессе доводки и испытаний. Но это вопрос к самолету, а не к двигателю. Двигатель все это обеспечивает", – уверяет Илья Федоров.
Самолет, взлетевший с аэродрома в Комсомольске-на-Амуре – первый опытный образец. Его облик еще может поменяться. Но те приборы, узлы и агрегаты для Т-50, которые уже испытаны на земле, скоро поднимутся в воздух на новой опытной машине.
"Начинаются переговоры, и в ближайшее время, я надеюсь, будет подписано соглашение о создании совместного самолета российско-индийского пятого поколения. И этот самолет будет нами совместно продаваться за рубеж", – говорит Сергей Чемезов.
И, возможно, в будущем Т-50 и F-22 сойдутся в учебном бою, и станет ясно, кто же сейчас господствует в воздухе.