В Комсомольске-на-Амуре успешно прошли первые испытания российского истребителя пятого поколения. Машина, над созданием которой работали с 90-х годов, будет обладать незаурядными боевыми характеристиками. Это сверхманевренность, сверхбыстрота, всепогодность, способность поражать любые цели.
Конструкторское бюро "Сухого" приподняло завесу секретности и явило миру летающий образец Т-50 (изделие 701 или истребитель 21). Еще совсем недавно его называли перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА).
Первый полет длится всего 47 минут. Заслуженный летчик-испытатель Сергей Богдан дважды выполняет выпуск и уборку шасси. Кстати, американскому истребителю пятого поколения F-35, который сейчас находится в разработке, этого сделать не удалось. Кто-то скажет, что наш самолет очень уж похож на американского конкурента. Но ведь и задачи перед ними стоят схожие: многофункциональность, возможность длительного полета на сверхзвуке и способность машины прощать грубые ошибки пилотирования.
Но только наш истребитель отличается от американца своей поистине сверхманевренностью. Заокеанские конструкторы решили отказаться от такого преимущества в угоду новым системам вооружения. А наши создали двигатель с отклоняемым вектором тяги, который позволяет пилотам в боевых условиях разворачивать самолет буквально на пятачке. Но такие испытания нашему первенцу еще только предстоят.
"Всё сложилось в соответствии с тем, как предполагали. Никаких вводных не было, всё по плану", – заявил после полета заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан.
Работу над боевым самолетом 5-го поколения начинали еще советские конструкторы, в конце 80-х годов. Были свои прототипы у КБ "Сухого" и у "Микояна". Из-за экономического спада, который последовал за развалом Советского Союза, проекты закрыли. Но разработки-то остались, и часть их легла в основу этой машины. ПАК ФА будет сочетать в себе функции ударного самолета и истребителя. Электронный пилот, встроенный в систему управления, позволит летчику концентрироваться на выполнении тактических задач.
Бортовая электроника может обмениваться данными в режиме реального времени как с землей, так и внутри авиационной группы. Крейсерский полет на сверхзвуковой скорости до 1800 километров в час – еще одно из преимуществ Т-50.
"Это большой успех российской науки и конструкторской мысли. За этим достижением стоит кооперация более сотни предприятий-смежников, наших стратегических партнеров. Программа ПАК ФА выводит российское авиастроение и смежные отрасли на качественно новый технологический уровень", – уверен Михаил Погосян, генеральный директор авиационной холдинговой компании "Сухой".
На президиуме правительства в пятницу с этой приятной новости начали заседание. Ведь премьер-министр в судьбе этого самолета принял самое непосредственное участие.
"На рубеже 2005-2006 годов приняли решение о создании объединенной авиастроительной корпорации. Тогда же начали работу по административному сопровождению. И финансированию проекта, который называется "Истребитель 5-го поколения". Сегодня произошло очень приятное событие. Этот летательный аппарат поднят на крыло. В ходе совещания и в ходе поездки на Дальний Восток специалисты показывали этот самолет практически в готовом виде. И дали обещание, что в начале этого года машина будет поднята в воздух", – говорит Владимир Путин.
Он действительно увидел этот самолет еще в мае прошлого года, когда посещал авиационное производственное объединение в Комсомольске-на-Амуре. Но теперь самолет должен пройти все испытания.
"Еще предстоит очень много работы, – отмечает заместитель председателя правительства Сергей Иванов. – В частности, по двигателю этого самолета, системам вооружения, а также по подготовке полигонной базы министерства обороны для испытания этого оружия".
"Я хочу всех, кто работал, всех, кто продолжает работать по этой программе, поздравить и поблагодарить с этим этапом в большой работе. В 2013 году первая партия должна поступить в наши Вооруженные силы, а в 2015 уже должны осуществляться серийные закупки. Первая установочная партия должна быть поставлена в Липецк, чтобы с 2013 года летчики начали на нем работать и обучаться", – говорит Владимир Путин.
Пилотам придется фактически заново учиться летать. Ведь новая машина – это поистине сгусток технологий. Например, фюзеляж истребителя состоит на четверть из титана и на 20% из композитных материалов. И при сопоставимых размерах с Су-30, для радаров противника он будет в 40 раз менее заметным.