Сегодня в Камсомольске-на-Амуре прошли первые летные испытания российского самолета-невидимки пятого поколения. Подробности в материале корреспондента радио "Вести ФМ" Сергея Ткачука.
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации - именно так предпочитают именовать конструкторы свое детище. Самолет пятого поколения начали разрабатывать еще в 80-х. До распада Советского Союза темпы создания нового истребителя в СССР и США были примерно одинаковыми. Вначале 90-х Соединенные Штаты сделали первый образец невидимки F-22 "Раптор". Примерно тогда же был изготовлен и прототип российской машины, сделанный на заводе МиГ. Но из-за остановки финансирования проект был закрыт.
Его открыли вновь лишь через 10 лет. Российским самолетом пятого поколения стало заниматься конструкторное бюро "Сухого" при участии индийских специалистов. Информации о Т-50 (рабочее название истребителя) немного. Свое предположение о том, что это будет за самолет, высказал научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов.
"На мой взгляд, это будет двухдвигательный самолет тяжелого класса - более 30 тонн, оснащенный радаром с активной фазированной решеткой, а также новыми системами вооружений, как то ракеты воздух-воздух. Плюс, оснащенный системами понижения заметности как пассивными, так и активными. И, наконец, системами коммуникации, которые позволяют самолету действовать в общей системе информационного поля", - размышляет Фролов.
В отличие от истребителей четвертого поколения он будет более маневренным, обладать большей скоростью и дальностью полета, сможет поражать одновременно несколько целей. И это далеко не все, говорит главный редактор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
"Эта машина сможет видеть дальше, раньше обнаруживать цели как наземные, так и воздушные. В ряде случаев машине даже не нужно будет обнаруживать себя. Включая радар, она сможет принимать информацию об окружающей обстановке от других носителей, например, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. И при этом машина будет способна применять самую широкую номенклатуру вооружений, в первую очередь - высокоточную, что позволит сделать ее очень эффективной для поражения и наземных целей", - поясняет Пантелеев.
Российский самолет-невидимка по своей сути не будет сильно отличаться от американского F-22. Тем не менее, наши конструкторы внесут свое ноу-хау.
"Основные подходы, безусловно, одни и те же. Они заключаются в том, чтобы снижать так называемый параметр - эффективной площади рассеивания, по сути, для радаров этот самолет будет менее заметен. Другое дело, что конкретные конструктивные решения, как это будет реализовано у российских конструкторов - несколько отличается от того, что предлагают и уже реализуют американцы", - утверждает Пантелеев.
На реализацию всей программы у американцев ушел ни один год. Первая эскадрилья истребителей F-22 "Локхид-Мартин" вступила в строй 15 декабря 2005 года. Российскому же Т-50 до запуска в серию предстоят еще долгие испытания, говорит главный конструктор ОКБ "Сухого" Алексей Кнышев.
"Испытания всегда занимают 3-5 лет. Но это не значит, что когда все испытания будут закончены, принимается на вооружение. Принимается, как правило, самолет, который выполняет значительное количество тех функций, которые он должен выполнять. А остальные уже в процессе наращиваются после завершения испытаний", - говорит Кнышев.
Если все пойдет гладко, первый образец может поступить на вооружение не раньше 2015 года. Срок службы же таких самолетов определяется в 40-50 лет, а цена варьируется от 300 до 500 миллионов долларов за каждый.
Читайте также по теме:
Российский чудо-истребитель атакует любую цель и остается незамеченным