Полиция Торонто арестовала уже почти сто человек, которых подозревают в организации массовых беспорядков. Весь день накануне на улицах дрались, кидались камнями и бутылками, громили витрины и машины. Шеф городской полиции признался, что такого разгула преступности не было никогда. Так антиглобалисты приветствуют политиков, приехавших на саммит G20. Он уже официально открылся.
Из тех трёх дней, что Канада является центром мировой политики, спокойно прошли полтора. Но стоило мировым лидерам из отдалённого озёрного курорта переместиться в Торонто, как началось. Антиглобалисты, кажется, окончательно вышли из себя. Местные власти предупреждали: они ущерб компенсировать не будут.
В следующий раз перенести погромы антиглобалистов рискует Ницца. Николя Саркози пригласил лидеров стран на саммит во Францию. Это был ответ тем, кто считал его, французского президента, тем человеком, который якобы утверждал, что и в Канаде "восьмёрке" собираться не надо.
230 километров от Торонто – сосны, озёра, чистый воздух. Меры безопасности делают общение ещё более уединенным. "Восьмёрке" нужны эти оздоровительные процедуры. Накануне саммита предположения о возможном роспуске G8 звучали часто.
Казалось, вот-вот и "восьмёрка" уступит молодой и набирающей силы "двадцатке". Казалось, что "восьмёрка" слабеет хотя бы потому, что в Британии и Японии сменились премьеры, в том числе и под давлением кризиса. Ещё несколько месяцев назад Наото Кан и не думал, что будет тут в таком качестве, и вот – его первая встреча с Медведевым. Беседы российского и китайского лидеров на подобных саммитах традиционны. Москва и Пекин считают необходимым согласовать позиции перед большой дискуссией.
Российско-итальянскиё диалог настолько интенсивен, что Берлускони интересно, в каких галстуках ходит российская делегация.
- Это демонстрация прекрасного вкуса!
В общем, собравшись вместе и посмотрев друг другу в глаза, они не стали выбирать, "восьмёрка" или "двадцатка".
"Восьмёрка" – для обсуждения прежде всего глобальных политических вопросов, "двадцатка" – для обсуждения экономических и финансовых вопросов. Но эти два института не представляют все страны, и нужно найти способ, как повысить легитимность "восьмёрки" и"двадцатки", – обрисовывает задачи на ближайшее будущее экономический помощник президента России Аркадий Дворкович.
Несмотря на кризис, "восьмёрка" продолжит помогать африканским странам. В принятой декларации об этом записано. А лидерам африканский стран сказано: борьба с наркотрафиком – также приоритет. Медведев предложил тут действовать активнее, поддержана и инициатива Канады о снижении детской и материнской смертности. Быть ближе к людям, это то, что требовали и антиглобалисты на улицах.
Много было сказано слов об экономике. Собравшись перед "двадцаткой", "восьмёрка" постаралась снять противоречия между США, там считают, что бюджетный дефицит – это не страшно, и Европой, там настаивают – надо экономить.
"С 2011 года все ведущие страны начинают снижать свои дефициты. И европейские страны к 2013 году должны сократить дефициты примерно в два раза, наполовину. Вот это решение трудно вырабатывалось. Но мы знаем, какая ситуация возникла в Европе в части величины долга, величины дефицита, и не все страны способны уже сейчас его обслуживать", – говорит об экономических сложностях заместитель председателя правительства России, министр финансов Алексей Кудрин.
Налог на банки – это ещё один предмет спора. Но на этот раз с участием банкиров. Их пригласили впервые, чтобы поговорить, например, о борьбе с бонусами.
"Тут речь не идет о фискальной части: взять больше налогов и ограничить бонусы. Речь идёт о том, чтобы система вознаграждения за труд банкиров не поощряла к ведению слишком рисковых операций, особенно в краткосрочном масштабе", – пояснил президент и председатель правления ОАО "Банк ВТБ" Андрей Костин.
Россия против ужесточения позиции в отношении банков. И это своего рода приглашение для финансистов тех стран, где правила становятся строже. Похож на российский и подход Канады. Там давно одни из самых комфортных условий для ведения бизнеса. Но нас не только экономика связывает. Премьер Харпер пишет книгу по истории хоккея и гордится тем, что у него есть автограф Третьяка, а в Торонто – музей, где многое напоминает о России.