Причиной уже всем известной аварийной посадки Ту-154 в тайге мог стать так называемый "тепловой разгон" бортовых аккумуляторов. Об этом сообщили информагентства со ссылкой на источник в Росавиации. Тепловой разгон – это явление, при котором батареи "закипают" – как правило, от чрезмерной разрядки, а иногда и взрываются. Случается это крайне редко, но почти всегда – при истекшем сроке службы аккумуляторов. Впрочем, с такой версией согласны не все. Так что же едва не привело к авиакатастрофе 7 сентября?
На кадрах невероятного спасения, которые уже облетели весь мир, хорошо видно: самолет в результате аварийной посадки практически не пострадал, на фюзеляже – лишь незначительные повреждения. В Росавиации уже заявили: бортовые самописцы – в удовлетворительном состоянии и их частично расшифровали.
В итоге причина возникновения аварийной ситуации – так называемый "тепловой разгон" бортовых аккумуляторов. Подробнее об этом рассказывает пилот первого класса, кавалер Ордена мужества Николай Виноградов: "Тепловой разгон аккумулятора – это когда при большой токовой нагрузке на аккумулятор происходит его нагрев. Сначала идет нагрев, потом этот нагрев перерастает в перегрев, а после перегрева происходит, можно сказать, взрывное разрушение аккумулятора".
Это значит короткое замыкание. И практически взрыв. Сгорела генераторная панель – в самолете полностью исчезло энергоснабжение. "Это до конца не изученный процесс отказа работы аккумуляторных батарей, который сопровождается снижением напряжения и резким возрастанием тока внутри батареи", – поясняет руководитель "Некоммерческого партнерства "Безопасность полетов" Рафаил Автухов.
В небе над Ижмой самолет теряет контроль. Из-за малого количества электролита и высокой температуры повышается так называемая скорость ионизации кислорода. Аккумулятор в итоге "закипает", и тут же падает напряжение.
В результате короткого замыкания сначала перестают работать закрылки, из строя выходят приборы скорости, авиагоризонт, пропадает радиосвязь. Работает один лишь штурвал. Но в Московском авиационном институте считают, что аккумуляторы не причем.
"Никель-кадмиевый аккумулятор давно известный аккумулятор, то есть вторичный источник тока, традиционный в промышленности и, надо сказать, очень надежный источник", – отмечает доцент МАИ Станислав Севруков.
К тому же на борту пассажирской "тушки" – сразу 4 таких надежных аккумулятора. В штатной ситуации работают два. Остальные – в резерве. Но короткое замыкания из строя выводит все четыре.
"Один аккумулятор, если его замкнуло, то он просто отключается и все, – добавляет Николай Виноградов. – Еще есть три аккумулятора. А если это происходит в цепи, то тут хоть 20 аккумуляторов поставьте – они так же из-за этого короткого замыкания не будут работоспособны".
Авиационные эксперты заявляют в один голос: ситуация из ряда вон, но такое уже случалось. В 2007-м, на борту самолета "ЮтЭйр". Именно тогда в свет вышло письмо Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, адресованное всем авиакомпаниям: "На аккумуляторных батареях, конструкция которых не исключает критический режим, то есть "тепловой разгон", сопровождаемый значительным ростом температуры, вплоть до возгорания, установить температурные датчики".
На самарском "Авиакоре" даже появились расценки: замена аккумулятора – 500 тысяч рублей, установка теплового датчика – 170 тысяч. Последовала ли компания "АЛРОСА" рекомендации или решила сэкономить – неизвестно. Случись что-то подобное на борту другого самолета – сесть в тайге бы точно не получилось.
"Именно у самолета Ту-154 были наибольшие шансы сделать посадку без жертв, – подтверждает генеральный директор ОАО "Авиакор" Алексей Гусев. – По конструкции самолета многоколесное шасси в этой ситуации здорово помогло и высокорасположенные двигатели".
Ту-154 – по-прежнему в тайге. На Самарском авиационном заводе уже вызвались отремонтировать и поднять его в небо. Нашелся даже летчик, который сможет взлететь с существующей короткой и заброшенной полосы. Но в "АЛРОСА" пока молчат.