Пока московские аэропорты пытаются наладить работу в сложных погодных условиях, сотни туристов остаются заложниками ситуации. Ледяной дождь, пролившийся над столицей, парализовал как воздушный, так и наземный транспорт. Чем рискуют пассажиры? И как им необходимо действовать в сложившейся ситуации? Об этом в эфире "России-24" рассказал руководитель Правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов.
По словам Мохова, до 80% всех исков связаны именно с перевозками – с отменой рейсов, переносом рейсов, потерей багажа. На отдых люди прилетают "уже с негативом". Понять их можно. "Почему пассажир должен спать на каменном полу? Почему нельзя ему обеспечить хотя бы элементарное одеяло? – задается он вопросом. – Купите 20 тысяч этих одеял. Я думаю, это не очень накладно для аэропорта Домодедово. Раздайте. Вот что больше всего раздражает и пассажиров, и представителей турбизнеса".
В конце концов, добропорядочное отношение к пассажирам снимает множество претензий.
"У нас есть совершенно четко прописанные в законе нормы, обязывающие перевозчиков организовать питание, проживание, комнату матери и ребенка, – поясняет эксперт. – Конечно, мы все понимаем, что физически не всегда это можно сделать, когда детей больше, чем вмещает комната матери и ребенка, когда нет гостиниц, когда нет возможности доставить людей до этих гостиниц, но это уже вопрос логистики, вопрос организации работы с пассажирами. Почему-то жизненный опыт нас совершенно ничему не учит, из года в год".
К сожалению, этот случай не последний. Будут и ливни, и снегопады. Московские синоптики говорят, что один из них уже приближается к столице. "Если может быть обесточен аэропорт, что само по себе недопустимо, почему нельзя купить мегафоны, громкоговорители, дополнительное освещение? У нас технических возможностей для этого нет? Значит, кто-то это не организовал и не предусмотрел. И с этим нужно разбираться", – подчеркнул Георгий Мохов.
Можно ли вернуть деньги за туры? Каков порядок действий? Мохов сразу отметил, что надо разделить пассажиров и туристов. Если речь идет о задержке вылета по билету, купленному пассажиром самостоятельно, то есть не в составе комплексного тура, то в этом случае закон позволяет отказаться от перевозки. Деньги возвращаются полностью.
С туристами, которые вылетают по билету в комплексном продукте, всё гораздо сложнее. Это, как правило, чартерная перевозка. Отдельно отказаться от этой перевозки невозможно. Пассажиры теряют время отдыха – день, два. "Однако есть сложившаяся судебная практика. Правда, на успех можно рассчитывать только в том случае, если доказано, что туроператор не предпринял никаких усилий, чтобы минимизировать убытки клиента", – подытожил Мохов.
Генеральная прокуратура России начала проверку в связи с массовыми задержками рейсов. Разобраться с работой столичного авиаузла и связанных с ним компаний Юрию Чайке поручил президент. Сотни рейсов отменены или задержаны. У стоек регистрации образовались огромные очереди. В Домодедове и Шереметьеве пассажиры вынуждены буквально поселиться.