Летчики Ту-154, сумевшие посадить неисправный самолет в лесу республики Коми, считают, что просто выполняли свой долг. Инцидент произошел 7 сентября. Самолёт, летевший из аэропорта "Полярный" в московский аэропорт "Домодедово", был вынужден аварийно сесть на заброшенном аэродроме в лесу. Никто из 72 пассажиров не пострадал. Все они попросили Дмитрия Медведева наградить героический экипаж. О том, как произошла авария, и что им пришлось пережить, рассказали сами летчики. Их выслушала корреспондент радио "Вести ФМ" Анна Семкина.
Пассажиры рейса 506, которые летели из Якутска в Москву, ничего странного не заметили. Когда на борту случилось ЧП, большая часть салона дремала, было 7.55 утра 7 сентября. Спустя 3 часа после взлета на высоте 10600 метров отказала электроника. Командир экипажа Евгений Новоселов связался с диспетчером.
"Успели передать на землю сигнал срочности, что проблемы с системой, возможно предстоит вынужденная посадка, просим подобрать аэродром для посадки. Это единственное, что успели передать, после этого отказала связь", - рассказывает Новосёлов.
А через секунду погасли все приборы. Работал лишь один компас, который давал приблизительное направление и датчик расхода топлива. Самолет летел вслепую. По приказу второго командира, экипаж начал снижаться до безопасной высоты - 3 тысячи метров. Повезло, что облачность была небольшая, говорят летчики, ее удалось быстро пройти и увидеть землю. Они знали только, что где-то внизу под ними Ухта, Сыктывкар и Печора. Говорят, глазами искали поле, луг, хоть какое-то пространство для посадки. Внезапно, в густом лесу заметили реку, а рядом - белую бетонную полосу - старый вертолетный аэродром в селе Ижма республики Коми. Садились на глаз при помощи стаканчика с водой - по наклону воды определяли крен самолета, пояснил второй командир Андрей Ламанов. Сесть удалось только с третьего раза.
"Времени у нас оставалось только 30 минут полета, не больше. Топлива-то было много, но насосы, которые подают топливо в двигатели - электрические, они отказали. А в расходном баке всего на полчаса топлива всегда", - объясняет Ламанов.
О том, что в самолете неполадки, пассажиры узнали от бортпроводников. Так как внутренняя громкая связь тоже не работала, они лично вышли к пассажирам и сделали короткое объявление на весь салон.
"Что самолет готовится к вынужденной посадке, возможно вне аэродрома, что экипаж, пилоты делают все возможное, чтобы избежать последствий. Особая благодарность всем пассажирам за их выдержку, спокойствие и понимание ситуации", - говорит Ламанов.
А ситуация была критическая. Полчаса истекли, двигатели могли отключится в любой момент. Сели на скорости 400 километров в час без закрылок. По словам штурмана Сергея Талалаева, когда шасси коснулось бетонки, в салоне стояла напряженная тишина. Спустя пару минут пассажиры облегченно выдохнули.
"Они улыбались, и у меня такое впечатление было, что сели где-то во Внуково. Такая мягкая была посадка", - рассказывает Талалаев.
Впрочем, тысяча трехсотметровая бетонная полоса вскоре кончилась, а самолету до полной остановки было далеко. "Тушка" съехала в лесополосу, и через 200 метров, наконец, встала. Экипаж попытался понять, горит ли самолет, и нужна ли эвакуация.
"Когда я вышел из кабины, дверь была открыта, бортпроводник выбросил трап и съехал, за ним спустился штурман Сергей Талалаев. Я спросил, горит ли самолет. Оказалось, что нет. То есть, экстренная эвакуация не нужна. И мы остались на своих местах", - рассказывает Новоселов.
Спасатели и скорая подъехали почти сразу, вспоминают летчики. Когда связь оборвалась, местоположение самолета сразу отследили по спутнику и передали координаты местным властям. Никто из подоспевших экстренных служб не верил в то, что увидел - почти невредимый самолет с живыми пассажирами и экипажем. В шоке были и сами летчики. По их признанию, подобная посадка, конечно, описана в учебниках, но на практике посадить Ту-154 на небольшой вертолетной площадке при полном отказе навигации практически невозможно. Президент Дмитрий Медведев уже пообещал представить летчиков к награде.
"Даже если и наградят, то, я считаю, наградят не за наш героический поступок. Это ведь наша работа была. Скорее всего, просто отметят наш тяжелый летный труд", - говорит Новоселов.
Сейчас причины неисправности приборов выясняют эксперты Ространснадзора, там расшифровывают бортовые самописцы. Самолету не более 20 лет, по меркам авиации, он мог пролетать ещё столько же, к тому же перед вылетом в Коми он прошел технический контроль, уверяют летчики Ту-154. Они и сейчас уверены, что самолет их спас. Ведь, несмотря на нештатную ситуацию, все двигатели и управление работали нормально. Уходить из профессии и покидать небо из-за этого ЧП никто из экипажа не намерен, все летчики готовы хоть завтра на работу. Сейчас они ждут окончания расследования.